Показано с 1 по 14 из 14

Тема: Домашнее Архатство

  1. #1
    Участник
    Регистрация
    21.06.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    461

    Домашнее Архатство

    Отрывок из книги "Джханы в Тхераваде":

    Ранний буддизм однозначен в своем акценте на ограничениях домашней жизни, мешающих следованию пути в его обилии и совершенстве. Снова и снова тексты говорят, что домашняя жизнь стесняет "это путь из пыли (пороков и страстей)", в то время как бездомность подобна открытому пространству "странничество же - как чистый воздух". Таким образом, ученик, намеревающийся создать наибыстрейшее продвижение к Ниббане должен, когда внешние условия это позволяют, "сбрить бороду, надеть желтые мантии и идти прочь от домашней жизни в бездомность" (M.i, 179)

    Неужто все так плохо? Есть ли засвидетельстванный пример домашнего архатства в Палийском каноне или других источниках? Если нет, то в праве ли мы расчитывать на то, чего просто не может произойти в условиях нашей жизни?

  2. #2
    Участник Аватар для Александр_
    Регистрация
    23.07.2002
    Традиция
    Был дзэн
    Сообщений
    644
    Конечно, вправе!
    Конечно нет!
    Куда идем?
    Впереди вечность.
    Одно мгновение.
    ---------------------------
    Сегодня приклеивал сыну отломанную ось от модели автомобиля. Ось маленькая - пальцы толстые, в глазах двоится. Сын рядом скачет, руками размахивает, песни поет.
    Я нашумел на него - мешаешь, дескать, сосредоточится!
    Осознанности совсем мало.
    Э-э-х...

  3. #3
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Несколько цитат:

    "Sariputta, when you know of a householder clothed in white, that he is restrained in terms of the five training rules and that he obtains at will, without difficulty, without hardship, four pleasant mental abidings in the here & now, then if he wants he may state about himself: 'Hell is ended; animal wombs are ended; the state of the hungry shades is ended; states of deprivation, destitution, the bad bourns are ended! I am a stream-winner, steadfast, never again destined for states of woe, headed for self-awakening!'

    http://www.accesstoinsight.org/canon.../an05-179.html

    http://www.accesstoinsight.org/canon.../an10-092.html

    http://www.tuvienquangduc.net/Englis...11teach07.html

    "Householder, you have provided the community of monks with robes, alms food, lodgings, & medicinal requisites for the sick, but you shouldn't rest content with the thought, 'We have provided the community of monks with robes, alms food, lodgings, & medicinal requisites for the sick.' So you should train yourself, 'Let's periodically enter & remain in seclusion & rapture.' That's how you should train yourself."

    http://www.accesstoinsight.org/canon.../an05-176.html

    There is no bar for women to attain arahantship without being a bhikkhuni; they need not be labelled as Bhikkhunis to achieve that objective. For instance Nakula Matha, Visakha, etc. attained arahantship while they were living lay lives.

    http://www.dailymirror.lk/inside/features/020525.html

    Таким образом, достижение плода (от вступления в поток до архатства) вполне возможно для мирянина.

    Конечно, когда ближе знакомишься со своими пороками, понимаешь, что эта задача непростая. Тем не менее, когда замечаешь продвижение, это вдохновляет.

    Зачастую дело не в формальном статусе, а в качестве и интенсивности практики. Бывает, что некоторые монахи посвящают свое время прогулкам, играм, видеофильмам и т.д.
    Трудно найти монастырь с высокой дисциплиной и индивидуальным обучением у настоящего мастера.

    Достижение архатства само по себе накладывает отпечаток на образ жизни,

    http://www.accesstoinsight.org/canon...ara/an9-7.html

    поэтому архату ближе монашеская жизнь.

  4. #4
    Участник Аватар для Караульный
    Регистрация
    22.05.2002
    Традиция
    Чогё
    Сообщений
    835
    Анатолий, каждому по карме его. Не более.
    Последний раз редактировалось Ассаджи; 01.03.2003 в 20:35.

  5. #5
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Вот статья на английском о пути монахов и мирян:

    http://h-net.msu.edu/cgi-bin/logbrow...4aOQ&user=&pw=

  6. #6

    Re: Домашнее Архатство

    Здравствуйте Анатолий.


    Вот, решил тоже написать пару слов на эту тему.



    ****Ранний буддизм однозначен в своем акценте на ограничениях домашней жизни, мешающих следованию пути в его обилии и совершенстве. Снова и снова тексты говорят, что домашняя жизнь стесняет "это путь из пыли (пороков и страстей)", в то время как бездомность подобна открытому пространству "странничество же - как чистый воздух". Таким образом, ученик, намеревающийся создать наибыстрейшее продвижение к Ниббане должен, когда внешние условия это позволяют, "сбрить бороду, надеть желтые мантии и идти прочь от домашней жизни в бездомность" (M.i, 179)

    Неужто все так плохо? Есть ли засвидетельстванный пример домашнего архатства в Палийском каноне или других источниках? Если нет, то в праве ли мы расчитывать на то, чего просто не может произойти в условиях нашей жизни? ****


    Я на тему достижения Архатства мирянами специально общался со своим другом Буддхамкаро Бхиккху (Таиланд). Он подчеркнул, сто миряне могут достичь Архатства, но после этого они должны принять монашеские обеты. В противном случае, они умрут. Так как мирская жизнь не совместима с достижением Ниббаны. И это действительно так. Даже на собственном опыте можно увидеть, как меняется внутреннее состояние, например, при проведении ритрита, или, как мы вовлекаемся в мирскую суету, при обычной жизни домохозяина. В последнем случае гораздо труднее практиковать (хотя, конечно, всё равно возможно).
    Благословенный не зря настаивал на принятии монашеских обетов его последователями. Без оных, практика рисковала превратиться в пустую говорильню, как это иногда можно видеть сегодня. С другой стороны, монашеские обеты создавали наиболее благоприятные условия для практики. Поэтому, отбрасывая популистские высказывания, можно заметить, что даже для монахов, достижение Архатства является большой редкостью и удачей, что тогда можно сказать о мирянах? Действительно, лучше полностью соблюдать Панча Силу, чем тешить себя иллюзией духовного продвижения. Дхарма, в некоторых вопросах, предельно проста, но вот в практическом применении иногда возникают огромные трудности. Например, культивация Брахмавихар. Насколько просто на словах, и насколько сложно на деле.

    Всех благ. Топпер.

  7. #7
    Основной участник
    Регистрация
    16.11.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    1,379
    миряне могут достичь Архатства, но после этого они должны принять монашеские обеты. В противном случае, они умрут
    Странно смотрится! -) Есть еще какие-нибудь подтверждения этому?

  8. #8
    Здравствуйте.

    ****Странно смотрится! -) Есть еще какие-нибудь подтверждения этому?****

    А какие подтверждения Вам нужны? Медицинская статистика смертности среди Архатов? :-))) (не сочтите за оскорбление, просто представил себе такую статистику)
    Для меня слова Буддийского Учителя, окончившего Высший Буддийский Университет, достаточный аргумент. Так написано в Трипитаке, если я правильно его понял. Если хотите, могу переспросить. Да и если раскинуть умом, станет ясно, что человек достигший архатства, не сможет добывать хлеб насущный мирскими работами связанными с прямой или косвенной эксплуатацией других людей, а это почти все работы, т.к. все они связаны с в конечном итоге с товарно-денежными отношениями. Да и натуральным сельским хозяйством он, наверное, не сможет заниматься, т.к. оно косвенно повинно в гибели различной мелкой твари. Вот и остаётся только жить на подаяние, а это уже один из атрибутов монашества.

    С уважением. Топпер.

  9. #9
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    При высказывании мнения о том, что мирянин по достижении архатства либо умирает, либо должен стать монахом,

    http://www.geocities.com/i4zr/writing/general5.html

    "Karma Thipani" by Phra Phrommolee:

    “Layperson who passes arahantship will die in the day of his arahant attainment. However if his life is not ended, he must be a monk as long as his life is not over.”

    приводится ссылка на случай с Бахией, которого вскоре после достижения архатства убила корова с теленком, и подобные случаи.

    http://www.accesstoinsight.org/canon...d1-10.html#cow

    http://web.ukonline.co.uk/buddhism/dmpada2g.htm#santati

    Такое мнение основано на отрывке из Тевиджджа-ваччха сутты и комментарии к нему:

    Eva.m vutte vacchagotto paribbaajako bhagavanta.m etadavoca: atthi nu kho bho gotama koci gihii gihiisa~n~nojana.m appahaaya kaayassa bhedaa dukkhassantakaro'ti. Natthi kho vaccha koci gihii gihiisa~n~nojana.m appahaaya kaayassa bhedaa dukkhassantakaro'ti.

    Когда так было сказано, странствующий аскет Ваччхагота так сказал Благословенному:
    "Уважаемый Готама, есть ли домохозяева, которые, не отбросив оков жизни домохозяина, положили бы конец страданию после разрушения тела?"
    "Нет, Ваччха, домохозяев, которые, не отбросив оков жизни домохозяина, положили бы конец страданию после разрушения тела".

    http://metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pita...hagotta-e1.htm

    Ключевое выражение здесь -- "отбросив оковы жизни домохозяина".

    На мой взгляд, речь идет прежде всего о том, что архат не вступает в половые связи:

    http://www.accesstoinsight.org/canon.../an09-007.html

    Таким образом, он естественно переходит к половому воздержанию.

    Да и в остальном архата ничего не привязывает к мирской жизни.

    Многие миряне достигали джхан и четырех ступеней: вхождения в поток, возвращения однажды, невозвращения и архатства:

    http://metta.lk/tipitaka/2Sutta-Pita...hagotta-e1.htm
    http://www.budsas.org/ebud/budtch/budteach35.htm#_edn6
    http://www.uni-marburg.de/religionsw...ain.html#fnB31

    Будда поощрял мирян периодически заниматься медитацией в уединении:

    http://www.accesstoinsight.org/canon.../an05-176.html

  10. #10
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    //Будда поощрял мирян периодически заниматься медитацией в уединении: //

    Вообще, как я заметил, в самых разных традициях буддизма чередовались времена "клерикализации"(когда мирянам оставляли лишь возможность следовать Пяти Обетам и просить монахов о совершении тех или иных ритуалов), и времена поощрения практики медитации мирянами.
    Причем чередования эти, по-моему, продолжаются по сей день...

  11. #11
    Основной участник
    Регистрация
    16.11.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    1,379
    Спасибо! Топпер, я стараюсь больше основываться на своем опыте и своей логике, так что мнение другого человека очень редко воспринимаю, как достаточный аргумент - сорри.

  12. #12
    Здравствуйте Ассаджи.

    ****На мой взгляд, речь идет прежде всего о том, что архат не вступает в половые связи:
    Таким образом, он естественно переходит к половому воздержанию.
    Да и в остальном архата ничего не привязывает к мирской жизни.****

    Я уточнил этот вопрос у Буддхамкаро бхиккху, он так же отметил важность пункта про сексуальные связи.
    С уважением. Топпер.

  13. #13
    Участник
    Регистрация
    21.06.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    461
    Спасибо, все было интересно, и, главное, понятно! Понятно, что ничего мы с вами не добьемся без полного отрешения и праведной жизни. Хотя я веду отшельнический образ жизни, все же у меня есть работа и чувства обязательства. Хотя я и практикую добродетель и медитацию, все же я не могу бросить курить. Хотя я ....

    Удачи!

  14. #14
    Основной участник Аватар для Тера
    Регистрация
    11.01.2004
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    266
    Здравствуйте, Анатолий!
    Хочу процитировать строки из "Милиндапаньхи" (ответ Нагасены на вопрос Милинды о том, существует ли хоть один мирянин (...), осуществивший покой и высшую цель - нирвану):
    "В городе Шравасти, государь, пятьсот миллионов триста пятьдесят семь тысяч арийских слушателей Блаженного, мирян и мирянок, обрели плод безвозвратности, и все они в мру, не отшельники. Далее, государь, когда [Блаженный] под деревом Гандамбхой явил двойное чудо*, двести миллионов живых существ пришло к постижению. Далее, во время проповеди-увещания к Рахуле, проповеди сутры "О высшем благе", проповеди сутры о "Способе сделать мысль гладкой", проповеди сутры "Презрение" (...) несметное число божеств пришло к пониманию учения. (...) Пока Блаженный прибывал в мире, государь, повсюду, во всех трех областях и во всех шестнадцати странах, где появлялся Блаженный, то двое, то трое, то четверо или пятеро, то сто, тысяча или сотня тысяч людей и божеств приходили к осуществлению покоя и высшей цели - нирваны. (...) Все те, живущие в уюте и тешащие себя усладами миряне, которые осуществили покой и высшую цель - нирвану, - все они в прошлых своих жизнях следовали чистым обетам и освоились на этой ступени. Они очистили ими свое поведение и делание и потому теперь в своем мирском состоянии осуществили покой и высшую цель - нирвану. (...) Невозможно, государь, придти к святости за одну жизнь, не приняв сначала чистых обетов; лишь с высшим [напряжением] усилий, с высшим [упорством] в делании и общениис подходящим учителем, духовным другом, святости достичь можно. (...) Не бывает постижения Учения, государь, у того, кто не очистился чистыми обетами".
    С уважением,
    Тера.

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •