Как конструируется то, что воспринимается?
«Так или иначе, в филогенезе возникают механизмы преобразования чувственных переживаний в содержание со-знания: когнитивные системы или структуры, имеющие два взаимозависимых аспекта – нейрофизиологический (наследуемые механизмы мозга) и психологический (своего рода «программы», усваиваемые в онтогенезе в процессе социализации). Но все это относится к обыденной объективной реальности – а как насчет трансперсональных и духовных реальностей?
На этот вопрос есть два варианта ответа – психоаналитический и трансперсональный, и оба они используют представления когнитивной психологии. Согласно первому из них, трансперсональный и духовный опыт – это просто возврат к готовым когнитивным структурам, соответствующим филогенетически или онтогенетически предшествующим стадиям более инстинктивно-чувственного взаимодействия с тем, что нас окружает; таким образом, трансперсональные и духовные реальности представляют собой «жизненные миры» более «примитивных» существ, однако интерпретируемые «антропоцентрически», т.е. с нашего теперешнего уровня развития. В пользу такого понимания как будто говорят описанные Грофом психоделические феномены отождествления с растительным и животным разумом» (с. 290).
Киселев А.П. академик АЕН РФ (наука и богословие), член Совета Российской ассоциации траснперсональной психологии и психотерапии. Послесловие переводчика// Х. Феррер. Новый взгляд на трансперсональную теорию. Серия тексты трансперсональной психологии. М., 2004.
Прерву цитирование и замечу, что в пользу такого же понимания говорят и следующие эксперименты:
«Медитативные описания опыта белого света и интероспективные исследования развития зрительной видимости при тахистоскопическом предъявлении удивительно похожи. Интроспекционисты (Bichowski, 1925; Dicsinson, 1926) описывали две стадии микрогенеза восприятия света. Сперва имеется размытое сероватое свечение, распространяющееся по экрану таким образом, который не является ни двумерным, ни трехмерным – что тождественно описанной Тичнером (Titchener, 1929) до-размерной широте как основному качеству зрения и, возможно, родственно идее 2.5-мерности у Марра (Marr, 1982). Затем происходит то, что интроспекционисты описывают как «удар света» или «взрыв», извергающийся из центра этого размытого свечения до тех пор, пока оно не становится двумерной поверхностью экрана. Маргарита Ласки (Laski, 1961) в своем обзоре описаний мистических и пиковых переживаний сходным образом различает «экстаз интенсивности», с яркими и взрывными эффектами светлоты, и «экстаз ухода» с более тонким размытым свечением. Поразительно, что и интроспекционисты, и тибетские буддисты сравнивали это более мягкое распространение светлоты с первым неясным свечением неба перед рассветом» (с. 256-257).
Хант Г. О природе сознания. С когнитивной, феноменологической и трансперсональной точек зрения. Серия «Тексты трансперсональной психологии» Издательство АСТ, издательство института трансперсональной психологии, издательство К.Кравчука, М., 2004, 555 с.
Продолжение цитаты из Киселева:
“Согласно второму ответу, трансперсональные и духовные реальности – это результат творческой рекомбинации всех когнитивных структур, доступных на данном уровне, которая ведет к возникновению подлинной (“эмерджентной”) новизины, соответствующей более всокому уровню. Такая рекомбинация тоже предполагает возврат к более ранним структурам, но не для отождествления с ними, а для их включения в общий процесс преобразования – отсюда акцент на “движении внутрь” себя в созерцательных традициях” (с. 290).
Так или иначе, но вопрос в том, как соотносятся наши рефлексы, доставшиеся нам в наследство от “братьев наших меньших”, с духовным, медитативным опытом?