Не так уж просто определить, что же такое "сати" - некая "осознанность", "памятование", "присутствие", "бдительность", или что-то еще.
На мой взгляд, оно полнее всего раскрывается в общей структуре буддийского пути, и теряет смысл вне этого контекста, как банальная "внимательность".
Здесь могут помочь параллели с психологией. В 1960 году Миллер, Галантер предложили модель поведения ТОТЕ.
(G. Miller, E. Galanter, K. Pribram, "Plans and the Structure of Behaviour", Holt, Rinehart and Winston; 1960)
Эта модель очень проста: текущее состояние сравнивается по заданным критериям с целевым, при несовпадении производятся соответсвующие действия, а при совпадении действия прекращаются.
Нечто очень похожее мы читаем
в Маха-чатариссака сутте
http://www.accesstoinsight.org/canon...ima/mn117.html
где сати играет роль соотнесения имеющихся на данный момент элементов Восьмеричного пути с "ошибочными" и "верными", а благодаря правильному усилию предпринимаются соответствующие действия.
Таким образом, эта буддийская модель включает в себя сравнение не только с "верным", но и с "ошибочным" состоянием, но в целом похожа на Test-Operate-Test-Exit.
Тогда "сати" становится понятнее не как абстрактная "осознанность", включающая в сознание как можно больше элементов опыта, а как распознающее соотнесение по ряду критериев. И судя по всему, в Сатипаттхана сутте приводятся как раз такие ключевые критерии для отслеживания и соотнесения, для последующего применения "правильных усилий".
В ткаом случае становится понятнее, что же "памятуется" при этом "памятовании" (как буквально переводится "сати") - как раз эти ключевые критерии целевого состояния.