Некоторые говорят, что практикуя согласно воззрению,
Не следует держать в уме никаких понятий ('dzin).
Однако смысл слов "никаких понятий"
Можно понимать правильно, а можно неправильно.
Первый вариант понимания -
Это свобода от усложений, связанных с четырьмя крайностями (mtha' bzhi'i spros bral).
Пред мудростью арьев
Нет ничего постоянно пребывающего,
Так что понятия ('dzin stangs) исчезают сами собой -
Словно смотришь в пустое и ясное (stong gsal) небо.
Второй - это система Хашана, в которой нет памятования (dran med) -
Ум устанавливают в покое, лишенном аналитического рассмотрения (dpyad),
И без ясности прозрения (lhag mthong, випашьяна) -
Просто пребываешь в покое, словно камень на дне морском.
Смотрите: двое говорят "ничего нет" (ci yang med);
Но последователь мадхьямаки видит несуществование (med par),
А другой человек придумывает несуществование как нематериальность (gzugs med) -
Так и здесь, хотя слова те же самые,
Смысл отличается, как небо и земля.
Итак, в состоянии свободы от усложнений, связанных с четырьмя крайностями,
Никоим образом не объективируешь (mi 'dzin) эти четыре крайности;
Ты вышел за их пределы, и понятия исчезают -
Мы говорим, что понятий нет, раз они больше не существуют.
"Раз в медитации нет сознательного памятования о понятиях" -
Так думают некоторые дураки - "то нужно с самого начала
не схватывать никакие объекты и расслабиться".
Что ж, раз все живые существа просто ничем не заморачиваются,
Вечно странствуя по трем мирам сансары,
То нет и смысла побуждать их к практике Дхармы или напоминать о ней!
Иные бестолковые люди скажут:
"Мы узнали свою природу (rang ngo)!",
Но тот, кто узнал свою подлинную (don dam) природу,
Непременно удостоверится в пустоте от истинного существования (bden stong).
А что "обманчивая видимость ('khrul snang) - это одно, а я - другое (gzhan)",
Так это всякий знает, тут никакой медитации не требуется.
Ты можешь сказать: "Исследуя ум на предмет цвета, формы,
Откуда он берется, куда уходит,
Ничего не находишь - вот и постижение пустоты!"
Система буддийских учений - это великая глубина,
Так что можно наделать великих ошибок;
Да, поскольку ум нематериален,
Никто не сможет увидеть его цвет и т.д.
Однако думать, что просто эта невозможность и есть
Ознакомление с пустотой - огромная ошибка!
Хоть сто раз осматривай свою голову -
Коровьих рогов на ней не найдешь.
Если бы в невидении чего-то и заключалась постижение его пустотности,
Всякому бы легко было такое!
Так вот, если благодаря интеллектуальному рассмотрению (rigs pa'i dpyad pa)
Точно увидишь естественное состояние (gnas lugs),
То подобный иллюзии ум
Совершенно познаешь как не обладающий истинной природой (ngo bo bden med).
И тогда, прямо, словно в пространство,
Будешь взирать в свой собственный ум,
Пребывающий в движении, но пустотный,
Обретя непоколебимую уверенность (nges shes)
Ты спросишь: "Ну ладно, а этот твой ум -
Он что, не существует, подобно пространству,
Или все же в нем присутствуют различные познавательные акты (shes pa)?"
Поскольку ум ни на миг не останавливается,
В каждом есть некое осознавание (shes pa) -
Всякий скажет так.
И вот, этот несуществующий,
Но и не являющийся небытием ум (sems)
Объявляет дхармакаей ясного света ('od gsal chos sku)
Гордо претендующий на знакомство (ngo 'phrod) с природой ума -
"Хоть я особо ничего не изучал,
"Узнав одно, освобождаешь все" (gcig shes kun grol).
Согласно Великому совершенству "не существующее, но и не являющееся небытием" (yod min med min) -
Это свобода от усложнений, связанных с четырьмя крайностями.
Да, если тщательно исследуешь свой ум,
Нельзя сказать, что он существует,
Но нельзя сказать, и что он не существует.
А также за пределы "и существования, и несуществования",
И "ни существования, ни несуществования" он не выходит
Но ты просто выдумываешь ум, опираясь на понятие
"Ни существования, ни несуществования" (yod min med min).
А от "непостижимой самости (bdag, атман)"
На самом деле ничем не отличается такое понимание.
Как ум, так и отличные от него явления (chos, дхармы)
С уверенностью (nges pa) определяются как не существующие истинно (bden med),
И опираясь на это, видишь зависимое возникновение воспринимаемых явлений (snang ba).
Это запредельно понятиям "есть" и "нет" (yin min), представлению и выражению.
Вот ключевой момент свободы от усложнений, связанных с четырьмя крайностями,
Не имеющей точки отсчета и необъятной.
А просто сказать: "Это свободно и от существования, и от несуществования" -
Все равно что сделать еще одну мишень для рассудка (blo).
Из-за этого восприятия себя и других как реальных сущностей
Раз за разом мы вступаем в поток сансары.
Противоядие, позволяющее повернуть вспять этот процесс -
Это понятие ('dzin stangs) о бессамостности (bdag med pa).
Если не понимаешь, что подразумевается под "нет",
То не будет толку от того, что воображаешь несуществование.
Если примешь веревку за змею,
Мысль "здесь нет змеи" не поможет -
Но если увидишь, как и почему она не существует, она исчезнет.
Так вот, постигнув пустоту благодаря логическому рассмотрению (dpyad pa),
Не надо довольствоваться только этим рассмотрением -
Безначальная привычка все объективировать сильна,
Следует снова и снова медитировать, применяя правильное представление.
Медитируя на бессамостность (bdag med), воззрение о самости (bdag)
Вырвешь с корнем; потому о необходимости этого
Говорило множество усердных йогинов, узревших истину.
И раз таковы врата для начинающих,
Которыми можно безошибочно пройти,
Говорить, будто следует отбросить все понятия
С самого начала - это упадеша Мары.
Но когда благодаря вышеописанному понятию обретешь высшую уверенность (nge shes)
В пустоте истинного существования (bden stong),
Знай, что простое понятие "несуществование" (med 'dzin) -
Это не подлинное естественное состояние (gnas lugs mthar thug).
Итак, созерцай свободную от умозрительной двойственности,
Свободную от усложнений великую пустоту.
Когда по-настоящему поймешь пустотность истинного существования (bden stong),
Пустота предстает как зависимое возникновение,
И нет фиксации ('dzin) ни на явлениях (snang), ни на пустоте (stong).
Вот это видение прошло проверку,
Словно очищенное огнем золото.
Хотя этот глубочайший сущностный момент
Постигнут великими учеными и практиками Индии и Тибета
Благодаря долгим трудам и усилиям,
Увы! Есть дураки, утверждающие, будто его можно уразуметь
Разом - они заражены сомнениями!
Во время собственно практики медитации
Все явленное и существующее (snang srid), сансара и нирвана,
В своем подлинном состоянии (don gyi gshis)
Запредельны существованию и несуществованию (yod med las 'das).
А раз никак не определить существование и несуществование,
Ограниченные понятия ('dzin pa) - всего лишь умозрительные усложнения (spros dang bcas).
Итак, если умственным рассмотрением (rigs pas rnam dpyad)
Не найти ни в чем ничего определенного,
То откуда же возьмутся понятия?
А вот если состояние, свободное от связанных с четырьмя крайностями усложнений,
Подвергнуть рассмотрению - обретешь уверенность (nges shes)
И прозрение (lhag mthong, випашьяна) мудрости (shes rab) саморожденного ясного света
Воссияет, словно светильник.
Его противоположность -
Густые потемки четырех крайностей,
Устраняются благодаря этому самому противоядию;
Порождающему уверенность в ходе медитации.
Запредельное рассудку естественное пространство (gnyug ma'i dbyings), где
Мгновенно устраняются связанные с четырьмя крайностями усложнения,
Будучи на уровне обычного человека,
Трудно увидеть вот так сразу.
Для устранения связанных с четырьмя крайностями усложнений
Существует постепенная система изучения и размышления.
По мере того, как свыкаешься с воззрением,
Все более проясняется уверенность,
И с исчезновением ложного приписывания (sgro 'dogs),
Разум (blo gros) входит в силу, словно растущая луна.
Извращенное же воззрение, отказывающееся от понятий (mi 'dzin),
Как может породить уверенность в том,
Что никакая вещь (dngos po) не может быть определена (ma grub pa)?
Итак, по тому, насколько отброшены омрачения (sgrib pa)
Различаются два описанные в начале способа медитации,
Подобно тому, как по наличию дыма судят о том, что где-то горит огонь.
Медитация обычного дурака
Не является причиной отбрасывания омрачений и постижения (spangs rtogs).
Она - препятствие для возрастания благих качеств,
Это все равно, что цедить чай через ситечко -
Изученное и понятое утекает,
А омрачения (nyon mongs) только накапливаются.
В частности, уверенность в законе причины и следствия невелика.
Если обладаешь оком подлинного воззрения (yang dag lta ba),
Знание писаний и опытное постижение (nyams rtogs) сияют.
Силой видения пустотности
Уверенность в безошибочном причинно-следственном зависимом возникновении
Небывало возрастет, а омрачения ослабеют.
В состоянии памятования (drangs pa) об уверенности (nges shes), порожденной рассмотрением (dpyad pa),
В однонаправленном (rtse gcig) самадхи (ting 'dzin)
Абсолютную истину (dam pa'i don) зрят не видя.
Поскольку нет никаких особых точек зрения (phyogs su ma lhung ba) о зримом,
Нет и никакой объективации (bzung ba).
Подобная вкусу патоки, который чувствует немой,
Уверенность становится привычной для йогина,
Рождающаяся не из одного только умственного исследования.