Показано с 1 по 4 из 4

Тема: Перевод "niila, piita, lohita"

  1. #1
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,939

    Перевод "niila, piita, lohita"

    Предлагаю Вашему вниманию статью по сосредоточению на цветах:

    http://users.i.com.ua/~sangha/dharma/lib/colours.htm

  2. #2
    Участник
    Регистрация
    16.06.2002
    Традиция
    theravada
    Сообщений
    132
    Дмитрий, я думаю, вам известно, что такое толкование niila противоречит нашему любимому PED. Там niila обозначает тёмные оттенки цвета (типа тёмно-синий, тёмно-красный и т. д.) и противопоставляется как светлым оттенкам цвета (piita), так и чистым цветам. То же и Кочергиной, собственно. Ещё одна забавная деталь - у Шивы есть эпитет Нилакантха - с (тёмно-)синей шеей. Такой цвет он приобрёл после того, как выпил яд, полученный при знаменитом пахтанье океана. Я могу представить, что после такой процедуры шея может посинеть или почернеть, но что приобрести голубой или бирюзовый цвет - вряд ли.
    Всего доброго
    Алексей

  3. #3
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,939
    Здесь скорее недоразумение, чем противоречие. Рис-Девидс приводит значение "blue-green", что напоминает бирюзовый.

    Во-первых, в паре niila-piita речь, на мой взгляд, идет о "холодных" и "теплых" цветах, а не о яркости цвета. Lohita при этом ни холодный, ни теплый цвет.

    (Почитайте, например:
    http://nrd.pnpi.spb.ru/UseSoft/Journ...ebc3/color.htm )

    Здесь надо учитывать, что подобные широко известные сегодня сведения о цветах могли быть недоступны Рис-Девидсу в 1925 году.

    Niila - не "темный", а именно "холодный" цвет, имеющий синюю составляющую. Возможно, в поздних санскритских текстах это слово приобрело значение "темный", но в палийских текстах я не нахожу примеров такого употребления.

    Во-вторых, niila, piita и lohita действительно охватывают широкий диапазон оттенков. Lohita, например, буквально означает "цвет крови". В данном случае я говорю о конкретном контексте джханы на цветах. Для успеха в практике здесь важно точно знать подразумеваемый цвет.
    В каком-то другом контексте niila может означать темно-синий цвет сапфира (niila-ma.ni ), но в случае джханы рекомендуется цвет цветка льна.

    Применение первичных цветов здесь не случайно. Поскольку любой другой цвет является их сочетанием

    (см.
    http://dev.spb.ru/design/foundations.of.color/06.html
    http://www.3dcenter.ru/lessons/book/2.htm#as-h2-13644
    http://www.kgtu.runnet.ru/homepages/...olor/color.htm )

    то сосредоточение на каком-либо другом цвете будет давать смешанный результат, тогда как сосредоточение на первичном цвете способно привести к глубокой джхане.

  4. #4
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,939
    Статья теперь находится по адресу:
    http://koleso.netherweb.com/dhamma/lib/colours.htm

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •