Страница 1 из 261 123456789101151101 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 5202

Тема: Юмор и "дхармовый юмор"

  1. #1
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13

    Юмор и "дхармовый юмор"

    Возможно ли такое сочетание слов как "дхармовый юмор"?
    Тот юмор, который окружает нас в сансаре, как правило, хоть и содержит зерно доброго отношения к людям (живым существам), все же очень мал (не зрел).

    "Дхармовый юмор" или "дхармический юмор" основывается на понимании человеком учения дхармы (мысли) Будды, а поэтому содержит все предпосылки для дальнейшего развития любящей доброты или бодхичитты.

    В самом распростаненном варианте, отвлекаясь от деятельности религиозной догматики различных школ, мы находим примеры дхармического юмора в дзенских притчах и коанах (кратких высказываниях).
    Попытка монополизировать "дхармический юмор" (и свое понимание), в данной ветке не приветствуется ...

  2. #2
    Участник
    Регистрация
    15.12.2006
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    12,423
    Записей в блоге
    13
    Я думаю если юмор не несёт вреда Дхамме, Будде и Сангхе (в смысле не выставляет их в пагубном свете), то он вполне уместен.

    Например, вот это, помоему, вполне забавно -)
    http://4.bp.blogspot.com/_fseHZVwmag..._3644927_n.jpg
    http://www.elephantjournal.com/wp-co...a-mynanar1.gif

  3. Спасибо от:

    Dorje Dugarov (12.02.2011), Буль (09.02.2011), О-сэл Лхундруб (10.02.2011), Шагдар (09.02.2011)

  4. #3
    Участник Аватар для Azzey
    Регистрация
    20.09.2010
    Традиция
    Кагью, Гелуг
    Сообщений
    126
    Ага, еще это

    Название: s640x480.jpeg
Просмотров: 4924

Размер: 68.5 Кб

  5. Спасибо от:

    Kalzang (14.06.2014), Konchok Dorje (09.02.2011), Джигме (05.05.2017), Же Ка (09.02.2011), Кайто Накамура (17.01.2013), О-сэл Лхундруб (10.02.2011), Турецкий (09.02.2011), Хельга_Хальдер (14.12.2012), Че Дуу (02.10.2011), Юндрун Топден (09.02.2011)

  6. #4
    Участник Аватар для Же Ка
    Регистрация
    17.07.2010
    Традиция
    Ньингма & TTM & Риме
    Сообщений
    579
    Цитата Сообщение от Айвар Посмотреть сообщение
    Возможно ли такое сочетание слов как "дхармовый юмор"?
    Уверен, что такое сочетание не только вполне уместно, но порой является единственным и/или прямым действенным методом на пути к освобождению =)))

    Цитата Сообщение от Айвар Посмотреть сообщение
    Тот юмор, который окружает нас в сансаре, как правило, хоть и содержит зерно доброго отношения к людям (живым существам), все же очень мал (не зрел).

    "Дхармовый юмор" или "дхармический юмор" основывается на понимании человеком учения дхармы (мысли) Будды, а поэтому содержит все предпосылки для дальнейшего развития любящей доброты или бодхичитты.

    В самом распростаненном варианте, отвлекаясь от деятельности религиозной догматики различных школ, мы находим примеры дхармического юмора в дзенских притчах и коанах (кратких высказываниях).
    Попытка монополизировать "дхармический юмор" (и свое понимание), в данной ветке не приветствуется ...
    Согласен. И чтобы дзенцы не считали за собой монополию на дхармовый юмор, могу засвидетельствовать, что между теми же тибетцами даже на бытовом уровне (!) до сих пор (столкнувшись с "западом" они, правда, более сдержаны стали, но между своими ничего не изменилось) распространены всевозможные шуточки на счёт смерти даже своих близких (лично слышал парочку... чуть не ригпанулся от такого - это, (не)кстати, характерный такой "западный" бзиг - чураться не только разговоров, но даже и мыслей о смерти=) и вообще у них так принято (обычное для них поведение) веселиться над непостоянством, кармичностью и страдательной сущностью сансары... и если учесть ещё и те естественные условия их жизни, в которых такое отношение становилось обычаем, невольно как то и сам начинаешь проникаться... смыслом такого юмора =)
    короче, не знаю, есть ли сборник тибетских анекдотов в сети, но он был бы точно по теме!

  7. Спасибо от:

    Айвар (09.02.2011), Кайто Накамура (17.01.2013), Турецкий (09.02.2011), Цхултрим Тращи (09.02.2011)

  8. #5
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13
    Цитата Сообщение от Же Ка Посмотреть сообщение
    Уверен, что такое сочетание не только вполне уместно, но порой является единственным и/или прямым действенным методом на пути к освобождению =)))
    Да, попытки представить освобождение, чем-то печальным или по-умному замученным, на мой взгляд, являются крайне неумелыми действиями.
    Будда в Дхаммападе, в кратких изречения, показывает суть правильного подхода к дхарме (мысли).
    Например можно почитать главу о мысли или главу о глупцах:
    III. Глава о мысли
    33
    Трепещущую, дрожащую мысль, легко уязвимую и с трудом сдерживаемую, мудрец направляет, как лучник стрелу.
    34
    Как рыба, вырванная из своей стихии и брошенная на сушу, дрожит эта мысль: лишь бы вырваться из-под власти Мары.
    35
    Обуздание мысли, едва сдерживаемой, легковесной, спотыкающейся где попало, - благо. Обузданная мысль приводит к счастью.
    36
    Пусть мудрец стережёт свою мысль, трудно постижимую, крайне изощрённую, спотыкающуюся где попало. Стережённая мысль приводит к счастью.
    37
    Те, которые смирят свою мысль, блуждающую вдалеке, бредущую в одиночку, бестелесную, скрытую в сердце, освободятся от Мары.
    38
    У того, чья мысль нестойка, кто не знает истинной дхаммы, чья вера колеблется, - мудрость не становится совершенной.
    39
    В непорочной мысли, в невсполошенной мысли, отказавшейся от добра и зла, в бодрствующей нет страха.
    40
    Зная, что это тело подобно скудели, превратив эту мысль в подобие крепости, пусть он с оружием мудрости нападет на Мару, и да сохранит он победу и да будет он свободен от привязанностей.
    41
    Увы! Недолго это тело проживёт на земле, отверженное, бесчувственное, бесполезное, как чурбан.
    42
    Что бы ни сделал враг врагу или же ненавистник ненавистнику, ложно направленная мысль может сделать еще худшее.
    43
    Что бы ни сделали мать, отец или какой другой родственник, истинно направленная мысль может сделать еще лучшее.
    Чем не первый дзенский патриарх?

  9. Спасибо от:

    Же Ка (09.02.2011), Кайто Накамура (17.01.2013), Сергей Губарев (12.10.2014), Турецкий (09.02.2011)

  10. #6
    Участник Аватар для Же Ка
    Регистрация
    17.07.2010
    Традиция
    Ньингма & TTM & Риме
    Сообщений
    579
    Цитата Сообщение от Айвар Посмотреть сообщение
    ... Чем не первый дзенский патриарх?
    Этот автор является для меня вообще эталоном дхармового юмора! только тссс... здесь это могут понять превратно... ну очень всё серьезные люди... крайне...

  11. Спасибо от:


  12. #7
    Участник Аватар для Турецкий
    Регистрация
    03.11.2009
    Традиция
    дзен
    Сообщений
    399
    аха))) пришел я к Сангхе, а мне дали по Карме так что аж Дхарма задрожала))))

    даже что-то Эйнштейна с его теориями вспомнил)))

    это небольшя реприза о том что и как понимать под разными словами которыми так любят оперировать направо и налево "просветленные" буддисты)))

    а то для кого-то - дзен - это как звон колокольчиков (дзинь) в лучшем случае. а дхарма - это такое... такое... такое-такое-такое!!! что "вам не понять!" )))

  13. #8
    Участник Аватар для Же Ка
    Регистрация
    17.07.2010
    Традиция
    Ньингма & TTM & Риме
    Сообщений
    579
    да, чуть не забыл... про ослоумие у тибетцев самые любимые и остроумные шуточки

  14. #9
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13
    Цитата Сообщение от Же Ка Посмотреть сообщение
    да, чуть не забыл... про ослоумие у тибетцев самые любимые и остроумные шуточки
    Вот шутка (дзен) Раняка Патрула Ринпоче:

    Ринпоче: Когда ум вовлекается в эмоции – вот тут нам и нужна Дхарма.

    Слушатель: Да, Дхарма нужна нам всегда!

    Ринпоче : Не надо вовлекаться в эмоции.

    Я вообще склонен у каждого человека и каждой нации видеть свой дзен.

  15. Спасибо от:

    Же Ка (09.02.2011), Кайто Накамура (17.01.2013), Кузьмич (12.02.2011), Цхултрим Тращи (21.12.2011)

  16. #10
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13
    а то для кого-то - дзен - это как звон колокольчиков (дзинь) в лучшем случае
    Нет есть мнение , что дзен это муууу ... (взято с дзенского форума).

  17. #11
    Участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Ваджраяна
    Сообщений
    9,381
    Цитата Сообщение от Же Ка Посмотреть сообщение
    Согласен. И чтобы дзенцы не считали за собой монополию на дхармовый юмор
    А дзэнцы так когда-либо считали? Или "на воре и шапка горит"?

  18. Спасибо от:


  19. #12
    Участник Аватар для Бо
    Регистрация
    19.02.2007
    Традиция
    нет
    Сообщений
    1,870
    Записей в блоге
    127
    Шутки, смех - это развлечение эмоций, чувственное наслаждение. Когда оно прекращаются,и если есть привязанность к этому и цепляние - возникает страдание - скука, грусть, печаль. Радость Будды - свобода от волнений радости и печали. Радость Будды - в спокойствии ума. Когда волны на поверхности воды в озере стихают, можно видеть его дно.

  20. Спасибо от:

    Könchog Ngagwang Nyendrak (10.02.2011), Pedma Kalzang (19.06.2013), Алекс С (22.02.2011)

  21. #13
    Участник Аватар для Юй Кан
    Регистрация
    12.07.2005
    Традиция
    Дхамма
    Сообщений
    12,478
    Смеховое начало (юмор -- в частности) -- очень сложное явление.

    В общем же случае можно сказать, что смеховое начало -- начало разрушительное: принижающее и обнажающе-разоблачающее.
    При этом в частных случаях смех/юмор помогает психологически отстраниться (себе самому или помочь в этом другому) от некой проблемы, увидеть эту проблему извне, без восприятия её как беды или катастрофы.

    А вот желание постебаться (т.е. -- поглумиться) над чем угодно, связано с желанием человека показать своё превосходство, явить свою крутую самость, т.е. служит проявлением высокомерия...

    Потому, полагаю, со смехом/юмором нужно быть поаккуратнее, особено касательно вещей/категорий, признанных священными в той или иной духовной традиции. Ведь осмеивая священное, глумишься над этим священным и унижаешь другого или других, для кого оно остаётся священным. И тем самым провоцируешь этих других на глумление того, что священо для тебя: формально -- даёшь им разрешение на это ("как ты -- так и тебе").

    И вот цитата из книги Лук А.Н. “ЮМОР, ОСТРОУМИЕ, ТВОРЧЕСТВО”, М., 1977:

    “Первую из дошедших до нас попыток разобраться в причинах смеха предпринял Платон в «Филебе». Он провел аналогию между тем удовлетворением, которое дает почесывание при сильном зуде, и восприятием смешного. В первом случае возникает «смешанное телесное чувство»: на неприятное ощущение зуда накладывается чувство облегчения. А восприятие смешного вызывает «смешанное душевное чувство», в котором сочетаются боль и удовольствие.

    Внешние причины, вызывающие смех, лежат в поведении других людей, точнее — в их неверной самооценке. Один бахвалится совершенством своего тела, другой — богатством, третий — душевными достоинствами. <...>

    Ошибочная самооценка, согласно Платону, — несчастье. Выходит, смеяться над чванством и самомнением друзей значит радоваться их несчастью. Но ведь несчастье друзей — зло; оно причиняет боль. Вывод: смех включает в себя одновременно боль и удовольствие. <...>

    <...> Для Аристотеля комическое — разновидность безобразного, и в то же время недостаток, который не является опасным, разрушительным, пагубным. Комическая маска отвратительна, но не причиняет никому страданий.

    Признавая, что в смехе присутствует оттенок злобности, Аристотель считал его этически нежелательным. <...> Но тех, кто сам никогда не шутит и кому неприятны шутки других, он считал дикарями. <...>

    <...> Декарт настойчиво подчеркивал роль неожиданности и удивления в смешном. Вот почему он считал пристойным смеяться лишь чужой шутке. Ибо смеяться над своей остротой значит признать собственное остроумие неожиданным и удивительным.

    Декарт предложил и физиологическое объяснение смеха <...>: «Смех состоит в том, что кровь, идущая из правой полости сердца через артериальную вену, внезапно и на разные лады вздувая легкие, принуждает воздух, содержащийся там, стремительно выходить через горло, где он образует неявный и громкий голос; как легкое, вздуваясь, так и воздух, выходя, толкают все мускулы диафрагмы, груди и горла, посредством чего двигаются лицевые мускулы; выражение лица с таким неясным и громким голосом называют смехом. <...>

    Гоббс впервые высказал мысль, что смех может быть выражением радости от осознания своего умственного превосходства — мысль, впоследствии развитую Н. Г. Чернышевским. <...>

    Как видим, загадка смешного, комического и остроумного с давних пор привлекала исследователей. <...> <Однако> Сокровенная тайна смеха пока так и остается тайной — не в мистическом смысле, конечно. Просто она лежит за горизонтом современной науки.”

  22. Спасибо от:

    Марина В (12.02.2011), Содпа Тхарчен (09.07.2011), Цхултрим Тращи (21.12.2011)

  23. #14
    Участник
    Регистрация
    15.12.2006
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    12,423
    Записей в блоге
    13
    Кстати, по теме надо бы упомянуть, что у Будды тоже было некоторое чувство юмора. На форуме у Ассаджи это кажется обусждалось энное количество времени тому назад.

  24. #15
    Участник Аватар для Юй Кан
    Регистрация
    12.07.2005
    Традиция
    Дхамма
    Сообщений
    12,478
    Цитата Сообщение от Zom Посмотреть сообщение
    Кстати, по теме надо бы упомянуть, что у Будды тоже было некоторое чувство юмора. На форуме у Ассаджи это кажется обусждалось энное количество времени тому назад.
    ИМХО, имея гибкий ироничный ум можно где и в чём угодно сыскать/увидеть юмор. : )
    Т.е., что ищешь -- то и находишь...

  25. Спасибо от:

    Марина В (12.02.2011), Турецкий (11.02.2011)

  26. #16
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13
    Потому, полагаю, со смехом/юмором нужно быть поаккуратнее, особено касательно вещей/категорий, признанных священными в той или иной духовной традиции. Ведь осмеивая священное, глумишься над этим священным и унижаешь другого или других, для кого оно остаётся священным. И тем самым провоцируешь этих других на глумление того, что священо для тебя: формально -- даёшь им разрешение на это ("как ты -- так и тебе")
    Смех всегда стоял вне традиций. Да и отношение к чему бы то ни было как к священной корове, будь то в христианстве или буддизме, по сути дела запускает механизм бесконечной глупости, из которой как из сансары очень трудно выбраться.

    А кто спорит с тем, что стёб или издевательства, черный юмор или саракзм - это не благородный (дхармовый) смех, который способен очистить человека от глупости и цепляния за привычки. Юмор более всего ненавистен властьпридержащим.

  27. Спасибо от:

    Же Ка (11.02.2011), Турецкий (11.02.2011), Уэф (05.08.2011)

  28. #17
    Участник Аватар для Айвар
    Регистрация
    28.01.2005
    Традиция
    дорога на Раджаграху
    Сообщений
    1,701
    Записей в блоге
    13
    Цитата Сообщение от Zom Посмотреть сообщение
    Кстати, по теме надо бы упомянуть, что у Будды тоже было некоторое чувство юмора.
    Юмор Будды это волшебный элисир блаженства. Без имени Будды или того, что оно воплощает - бодхичитты, не было никакого смысла начинать эту тему.
    Всегда работает потенциал. Потенциал Будды это мудрость. И весь юмор заложен в умении различать мудрость в том что мы называем тремя источниками мудрости, а именно: в слушании, в размышлении и медитации.

  29. Спасибо от:

    Же Ка (11.02.2011), Светлана Тарасевич (10.07.2011)

  30. #18
    Участник Аватар для Юй Кан
    Регистрация
    12.07.2005
    Традиция
    Дхамма
    Сообщений
    12,478
    Цитата Сообщение от Айвар Посмотреть сообщение
    Смех всегда стоял вне традиций. Да и отношение к чему бы то ни было как к священной корове, будь то в христианстве или буддизме, по сути дела запускает механизм бесконечной глупости, из которой как из сансары очень трудно выбраться.
    Можно сказать и проще: осмеивая то, что дорого другому человеку, рискуешь, как правило, спровоцировать встречные возмущение, негодование... злобу, наконец.
    А шутки наставников -- это совершенно особая разновидность юмора, рассчитанного на конкретного ученика или конкретную аудиторию.
    А кто спорит с тем, что стёб или издевательства, черный юмор или саракзм - это не благородный (дхармовый) смех, который способен очистить человека от глупости и цепляния за привычки. Юмор более всего ненавистен властьпридержащим.
    А кто-то призывал спорить или, тем паче, воевать с власть предержащими?
    Спорим, что -- НЕТ? : )

  31. Спасибо от:

    Марина В (12.02.2011)

  32. #19
    Участник Аватар для Же Ка
    Регистрация
    17.07.2010
    Традиция
    Ньингма & TTM & Риме
    Сообщений
    579
    Цитата Сообщение от Бао Посмотреть сообщение
    А дзэнцы так когда-либо считали? Или "на воре и шапка горит"?
    точно не знаю, конечно, как считают дзенцы... они постоянно такие разные
    а шапка нет - не горит ещё, она краснеет (красношапочники мы. бледнеть нам не пристало! )
    однако, признаюсь (будучи пойманным за руку ), что да - подхватил кое-что у дзена, более того частенько прикладываюсь к этому и корыстно использую в личной практике на благо всех живых существ
    например, когда традиционно-прописанные средства не помогают (нет времени, должных опыта и сноровки или ещё чего) отстраниться от сансарной работы шестерЁнок ума, то использую первый попавшийся коан просто тупо вместо лома, вероятность вываливания в недвойственное восприятие от чего для меня достаточная =)

    з.ы. Дзен и кочерга... Хакуин любил рассказывать своим ученикам об одной старухе - владелице чайной, хваля ее за понимание Дзен. Ученики отказывались верить его рассказу и решили сами сходить в чайную и проверить его слова. Когда женщина увидела их, она сразу смогла определить, пришли ли они попить чаю или посмотреть как она владеет Дзен. В первом случае она любезно обслужила их. Во втором - пригласила учеников зайти за ширму. Как только они зашли, она начала лупить их кочергой. Девять из десяти учеников не смогли убежать от нее.
    Последний раз редактировалось Же Ка; 11.02.2011 в 11:39. Причина: сатори =)

  33. Спасибо от:

    Турецкий (11.02.2011)

  34. #20
    Участник Аватар для Юй Кан
    Регистрация
    12.07.2005
    Традиция
    Дхамма
    Сообщений
    12,478
    Цитата Сообщение от Турецкий Посмотреть сообщение
    хм... ну смейся да смейся - коли что-то смешно))) что-ж тут сложного?))
    Скалить зубы ("смеяться означает немножко показывать зубы" : ) -- ничего сложного...
    если нет намерения оскорбить и принизить - то ничего подобного и не будет)) вы наверное слышали такую фразу "беззлобный смех"? ну вот типа того. В общем-то - все зависит от восприятия человека как своего юмора и смеха - так и юмора и смеха других - и только лишь. И потому градацией тут будет лишь намерение - благое или неблагое.
    ... а вот с намерениями -- куда посложнее будет.
    Тёмное это дело, наши намерения: не только для посторонних, но и для нас самих.
    Потому, по мне, их лучше оставить в покое и не вводить в кач-ве критерия.
    Настоящим/истинным критерием могут служить только последствия деяния.
    Если помог своим смехом/юмором другому осознать нечто благое или просто разрядил напряжную ситуацию -- значит, это был правильный : ) юмор.
    А если вызвал волну гнева, агрессии и сиьтуацию только усложнил (как в примерах с чиновниками) -- значит, юмор был неправильным.
    И конечно же от того - как это воспринимается окружающими - однако если у кого-то с окружающих - плохо с восприятием юмора - то наверное это карма такая плин)))
    То же -- и с кармой. В том смысле, что если человек твоего юмора не понимает, то ты сам, весь из себя такой юморной : ), должен понять этого человека и проявить к нему сострадание, избавив его от своего несложного (см. начало) смеха/юмора.
    Если человек не может улыбнуться себе и своим поступкам без оглядки на общество - то печальна его участь)))
    Что такого весёлого в печальной участи другого человека для Турецкого, поставивишего тут аж тройные "жабры"?

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •