Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 28

Тема: Жестокость в буддизме

  1. #1
    Участник Аватар для Easmirnov
    Регистрация
    14.01.2008
    Традиция
    нет
    Сообщений
    457

    Жестокость в буддизме

    Встретились два примера:
    Иногда методы могли даже принимать вид внешне жестоких поступков, как бы не имеющих ничего общего с принципом сострадания. Вот два любопытных примера.

    1. В один японский монастырь повадился приходить олень, и монахи угощали и ласкали его. Но однажды это увидел настоятель и избил оленя, после чего он ушел и более не приходил. Возмущенные монахи потребовали у настоятеля объяснений, и тот сказал им: «Привыкнув к вам, олень перестанет вообще бояться людей и станет слишком доверчив. А этим непременно воспользуется какой-нибудь негодяй и убьет животное. Так что пусть уж он лучше боится людей и держится от них подальше».

    2. Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов — бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад авичи (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов — убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни.
    Как оправдать такую жестокость, такое сострадание в буддизме?

  2. #2
    Участник Аватар для PampKin Head
    Регистрация
    04.06.2002
    Традиция
    Drukpa Aнатмавадин
    Сообщений
    14,141
    Записей в блоге
    5

    ИМХО

    1. В аналогичной ситуации (животные приходили к Будде) Шакьямуни поступал по-другому. Настоятель слишком серьезно относился к мыслям, которые возникали и исчезали у него в голове. + был неуклюжим в своем стремлении "нести благо живым существам".

    2. Монахи совершили коренное падение (если они действительно в этом участвовали), перестали быть монахами. Если у персонажей хватает способностей знать умы других живых существ, то нужно и пытаться найти другие способы решения проблемы. Пример Будды и Ангулималы наглядно это демонстрирует.

    + такой момент: это как же эти монахи жили то в социуме? По любому городу пройди со способностью "знания умов живых существ" и найдешь вполне достаточное количество персонажей, которых срочно надо будет отправить в новые перерождения... Имхо, история какая то "кривая" по полной программе!

    P.S. Состояние алкогольного опьянения в суде является не облегчающим, а отягощающим обстоятельством. Имхо, тоже самое с "состраданием" обычных существ, обусловленных двойственным видением.

    Сначала установки "средней личности" (см. ламрим того же Дже Дзонкапы), а потом уже (на фундаменте непереносимого желания покинуть сансару ) - установки Бодхисаттваяны. Без такого подхода, все становится очередным "Стивен Сигал спасает мир от подонков, а подонков - от них же самих". Т.е. типичной бытовухой, которой вокруг вагон и маленькая тележка.
    Последний раз редактировалось PampKin Head; 08.01.2009 в 10:39.

  3. Спасибо от:

    Naldjorpa (09.05.2009)

  4. #3
    Основной участник Аватар для Skyku
    Регистрация
    09.10.2002
    Традиция
    ...
    Сообщений
    3,549
    Как оправдать такую жестокость, такое сострадание в буддизме?
    Никак. Потому что:
    во-первых где жестокость? В случае 1 была сердобольность монахов которая могла весьма укоротить жизнь оленю. А синяки - заживут.
    во втором - была забота о будущем матросов.

    во-вторых что такое сострадание в буддизме, а не в обывательском понимании?

  5. Спасибо от:

    Ho Shim (08.01.2009), Pannyaanatta Armeniave (08.01.2009), Буль (08.01.2009), Вова Л. (08.01.2009)

  6. #4
    Участник
    Регистрация
    31.08.2008
    Традиция
    Православие.
    Сообщений
    444
    1.) Случай из ряда вон выходящий. Напротив, многие монастыри воспитывают животных в своих стенах.
    2.) С точки зрения Махаяны при анализе действия следует учитывать мотивацию.
    По вашему лучше было бы, если монахов убили,а украшения для ступы украли? Монахи понимали,что может случиться и поступили всем во благо.

  7. #5
    Участник Аватар для Vision
    Регистрация
    22.07.2008
    Традиция
    дзогчен
    Сообщений
    41
    Во втором случае монахи поступили неправильно.
    Хотя на этом форуме этого кажется не понимают.

  8. #6
    Участник
    Регистрация
    06.03.2007
    Традиция
    Нихсвабхававада
    Сообщений
    2,105
    С первым случаем всё понятно - оленю явно повезло, а вот второй сомнительный, очень много вопросов вызывает, поэтому, трэд следует назвать "жестокость в этом случае", а не "Жестокость в буддизме".

  9. #7
    Участник Аватар для Vision
    Регистрация
    22.07.2008
    Традиция
    дзогчен
    Сообщений
    41
    да и первый случай по большому счету сомнительный

  10. #8
    Участник Аватар для Вова Л.
    Регистрация
    29.08.2006
    Традиция
    Kagyu (Karmapa Urgyen Trinley)
    Сообщений
    2,418
    Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море.
    Не совсем понятно, зачем было бросать в море, раз уж они связанные.

  11. #9
    Основной участник Аватар для Won Soeng
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Дзен-буддизм
    Сообщений
    17,496
    Записей в блоге
    11
    эти ситуации не просто истории. Они пробуждают правильное понимание. В истории с оленем ставится под сомнение вера в то, что забота может избавить от страданий. В истории с моряками ставится под сомнение вера в то, что все виды смерти одинаковы. Не ответив на вопрос как они возродятся, когда их прах рассеется, нет преодоления страха и страсти, но есть привязанность к различению жертвы и насильника.

  12. Спасибо от:

    Вова Л. (08.01.2009)

  13. #10
    Участник
    Регистрация
    06.03.2007
    Традиция
    Нихсвабхававада
    Сообщений
    2,105
    Да ладно, монах вообще не может руку подымать, а инкассацией можно попросить и кого-то другого заняться, мирян. И вообще глупо думать что кто-то куда-то попадёт, в ад или в рай, пока туда не попал. Очень странные монахи, нужно признать.

  14. #11
    Основной участник Аватар для Ho Shim
    Регистрация
    24.01.2003
    Традиция
    Дзэн
    Сообщений
    1,902
    Записей в блоге
    28
    В первом примере, кстати, я впервые увидел вариант использования слова "избил". Раньше я встречал слово "прогнал". Но, я так понимаю, подобного рода истории, это не показания очевидцев, а притчи. Иначе, можно скатиться к обсуждению того, как он избил - "в особо жесткой форме", "переломал ноги", "ударил прутиком" Или, зачем было нужно выкидывать матросов в воду, если они связаны? а как они без матросов доплыли до берега? а почему, эти свтелые и мудрые йогины, имея много золота, из сострадания к жителям Ланки и матросам, не наняли на небольшое его количество вооруженную охрану? Вторая притча очень спорная в деталях, но ведь и суть ее не в деталях.

  15. Спасибо от:

    Ануруддха (08.01.2009), Поляков (09.01.2009)

  16. #12
    Участник Аватар для Vision
    Регистрация
    22.07.2008
    Традиция
    дзогчен
    Сообщений
    41
    Цитата Сообщение от Пёстрый Посмотреть сообщение
    Или, зачем было нужно выкидывать матросов в воду, если они связаны? а как они без матросов доплыли до берега? а почему, эти свтелые и мудрые йогины, имея много золота, из сострадания к жителям Ланки и матросам, не наняли на небольшое его количество вооруженную охрану? Вторая притча очень спорная в деталях, но ведь и суть ее не в деталях.
    Вторая притча вполне реальная, в том числе и в деталях. Но решение йогины избрали неверное, и пока что среди отзывов правильного решения - в соответствии с буддийскими принципами - нет.

  17. #13
    Участник Аватар для PampKin Head
    Регистрация
    04.06.2002
    Традиция
    Drukpa Aнатмавадин
    Сообщений
    14,141
    Записей в блоге
    5
    ... возвращается Архат и говорит Бодхисаттве:
    - Ты полагаешь, что у меня нет сострадания? Сострадание надо проявлять с умом.

    (с) ННР, концовка одной истории.

    P.S. Получается, что Девадатта должен был сам удавиться из сострадания к самому себе. + Как то странно, что никто из Сангхи бхикшу и Арья-Бодхисаттв не проявил к нему сострадания. Удивительное дело!

  18. #14
    Основной участник Аватар для Ho Shim
    Регистрация
    24.01.2003
    Традиция
    Дзэн
    Сообщений
    1,902
    Записей в блоге
    28
    Цитата Сообщение от Vision Посмотреть сообщение
    Вторая притча вполне реальная, в том числе и в деталях. Но решение йогины избрали неверное, и пока что среди отзывов правильного решения - в соответствии с буддийскими принципами - нет.
    Ну, и что это за мудрые йогины, которые обладают телепатическими способностями, но не могут просто опустить связанных матросов в трюм?

  19. #15
    Участник Аватар для Esanandhavanatthāyadipa
    Регистрация
    25.10.2008
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    1,217
    Подробно обсуждалось http://board.buddhist.ru/showthread....F1%E0%F1%E8%ED

  20. #16
    Основной участник Аватар для Ho Shim
    Регистрация
    24.01.2003
    Традиция
    Дзэн
    Сообщений
    1,902
    Записей в блоге
    28
    Цитата Сообщение от Ivan_P Посмотреть сообщение
    Подробно обсуждалось http://board.buddhist.ru/showthread....F1%E0%F1%E8%ED
    "И вечный бой, покой нам только снится..."

  21. #17
    Основной участник Аватар для Шаман
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    ... из племени Бугага-хехе
    Сообщений
    2,710
    Цитата Сообщение от Пёстрый Посмотреть сообщение
    "И вечный бой, покой нам только снится..."
    В битве умов победитель должен остаться один. И это будет ...

  22. #18
    Основной участник Аватар для Yeshe
    Регистрация
    04.08.2005
    Традиция
    лесная ведьма
    Сообщений
    1,517
    Записей в блоге
    5
    Цитата Сообщение от Easmirnov Посмотреть сообщение
    Как оправдать такую жестокость, такое сострадание в буддизме?
    не надо ничего оправдывать. Вы путаете жестОкость (намеренное причинение страданий) с жесткостью. Сострадание - это не облизывать и потакать, сострадание - это видеть лучшее для живого существа в конкретной ситуации и постараться этого достичь.

    Если ваш близкий родственник страдает алкоголизмом, то что есть настоящее сострадание - потакать и выполнять его желания или проявить волю и жесткость (не жестОкость) и настоять на лечении и лишить удовольствия выполнять его губительные желания?

  23. Спасибо от:

    Easmirnov (09.01.2009), Ho Shim (09.01.2009), Won Soeng (09.01.2009), Сергей Муай (09.01.2009)

  24. #19
    Цитата Сообщение от Вова Л. Посмотреть сообщение
    Не совсем понятно, зачем было бросать в море, раз уж они связанные.
    Они делали это ради лулзов

  25. #20
    Участник
    Регистрация
    23.03.2006
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    3,760

    :D

    Цитата Сообщение от Easmirnov Посмотреть сообщение
    Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы.
    А, ну тогда понятно, почему махаяна не прижилась на Цейлоне.

    При приближении к острову кораблей со столь сострадательными бодхисаттвами, местные жители предпочитали прятаться в окрестных лесах. А кому в здравом уме хочется стать объектом столь пристального сострадания? Именно это (а также разрушение махаянистами местного тхеравадинского монастыря) и стало началом Лесной Сангхи.

    Как вскочил тут грозен Стенька Разин,
    Подхватил персидскую царевну,
    В волны бросил красную девицу,
    Волге-матушке ею поклонился. (с)

  26. Спасибо от:

    Esanandhavanatthāyadipa (09.01.2009), Вова Л. (09.01.2009), Шавырин (09.01.2009)

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •