В продолжение http://buddhist.ru/board/showthread....1&page=2&pp=15
ИМХО:
Любопытно, что решающим фактором в методике сакхьи (как и в йоге Патанджали) является «различение», когда некое А (даже не объект и не нечто) различается от всего, что не-А. Причем ключевым, на мой взгляд, здесь является сама фундаментальная различающая способность ума. В ведантийских интеллектуальных школах (протоведантийских, наследующих традицию Упанишад), основанных на совершенно иной философии, используется тажа методика. Похоже, что ее унаследовали и более поздние философско-йоговские системы, возникшие в Индии.
Методология самого же Будды (как это следует из ранних палийских сутт) была иной. На сколько я понимаю, он видел ограниченность любого инструментально-познавательного подхода, сколь бы совершенным ни был этот инструмент, и предлагал не методику познавания, а системную методологию работы с умом, речью и телом, множество необходимых нитей, не сводимых одна к другой, принципиальную многогранность – что было очень тонко даже для высот индийской мысли.
В результате чего появляется возможность получить радикально иной опыт, не описываемый никаким философски (метафизически) содержательным образом. С умом, речью и телом йоги умели работать со времен Вед, но завершалось это высшим познанием, причем, чтО именно надо познать, было известно заранее. Будда же перевел внимание исключительно на саму методологию, как на способ прийти к опыту подлинно неизвестного.
В схеме взаимообусловленного возникновения, предложенной Буддой, все элементы были известны раньше, в Упанишадах, в протосанкхье, но только Будда выстроил настолько полные и завершенные взаимные связи между ними, что в этой новой схеме появилась возможность полного прекращения всех ее элементов, причем сама схема отражала не философский дискурс, а реальную внутреннюю структуру нашего опыта, многие элементы которого не могут быт корректным предметом умственной рефлексии.
Из новой схемы (огромную ценность которой не раз подчеркивал Будда), тщательно и последовательно реализованной на практике, следовал и новый результат, получить который в иной модели едва ли возможно.
Следует добавить, что схема взаимообусловленного возникновения – это не схема в нашем смысле слова, а скорее предельно точная и формализованная запись эмпирического опыта, предназначенная для развертывания различных практики.