Смотрим шире: "Неожиданное смысловое разрешение", "игра ассоциации".
Т.е. в нашем случае два текста (наверное не фольклорных) рождают нечто при их рассмотрении рядом путем выше приведенных цитат из статьи про анекдот. Таким образом в иллюстративном посте анекдот был применен в качестве аналогии :-)
Если реально шире, то полностью фраза выглядит так: "Чаще всего анекдоту свойственно неожиданное смысловое разрешение в самом конце, которое и рождает смех". Где ключевым понятием является "смех"...
В чём состояло, в нашем случае, "неожиданное смысловое разрешение в самом конце, рождающее СМЕХ"?
Да ни в чём же...
Всплыла у Вас при чтении фрагмента из сутры далековатая ассоциация/аналогия с тривиальным (достаточно унылым, к слову : ) выводом в конце: "... неспроста согласно традиции ум практика готовится к "обретению" посредством системного, кропотливого создания совокупности нужных предпосылок" -- только и всего. И ничегошеньки смешного...
А по сути -- я ведь о "Куда отнесём? : )" в шутку спросил, не ожидая ответного псевдоанализа. Да и ладно. : )
Признаю, что идею донести до Вас не удалось [смеху то, если взглянуть беспристрастно на то, с чего началось, место найдется]. Или, возможно, удалось, но нам о том не ведомо. При этом то, что (а) в разъяснительном посте сравнение с анекдотом было размещено в кавычках, (в) в последующем посте было черным по белому написано и выделена курсивом мысль об аналогии -- было Вами проигнорировано. Дважды указанное было проигнорировано. Не кажется ли Вам, что это не на дискуссию похоже, а на манипуляцию с Вашей стороны (ибо и кавычки и слово "аналогия" Вам понятны)? Или Вы уже и перед самим собой отказываетесь быть честным?
Выделенное же в Вашем посте курсивом -- это продукт произведенного по вашей просьбе "объяснения анекдота", это лишь один из возможных планов, игр ассоциаций. Возможны и жесткие ассоциации, которые из соображений воздержания от высказывания еретических суждений (дабы не оскорблять чувств верующих) не стал приводить.
В-третьих, обратите внимание, что в разъяснительном посте вероятность попадания туда, где мы с Вами сейчас оказались, была предсказуема. Мне эта ситуация чем-то напоминает Ваш разговор с Еше Нинбо [менее догматик ведет разговор с более догматиком], роли сдвинулись.
[будто не с мыслящим человеком разговариваю, а с кавалеристом (на всякий случай предупреждаю, что слово кавалерист не стоит понимать буквально и лезть в словарь)]
Вынудили :-) Ну и ловко переобуваетесь с намеренно разыгрываемого буквализма (проверенное оружие) на благодушие. Поясняю еще разок, беспристрастно воспринимая Ланкаватара сутру. Отстраненно. Ферштейн?
[а то видите ли какой-то Балдинг посмел узреть ассоциации Ланкаватары(!) бог весть с чем]
Мне почему-то казалось, что иронический (со смайлом же) вопрос о классификационной принадлежности названного Вами "анекдотом" к анекдотам как таковым будет Вам понятен и не должен вызвать ничего, кроме улыбки. А оно пошло невесть куда, в самозащиту...
Остальное объяснил в посте, где о сущностной разнице между фрагментом буддийского сакрального (да, для меня это так: объяснял же, что, при всей склонности к иронии по жизни, к буддизму отношусь серьёзно : ) текста и тоскливо-фельетонной песней АБ.
И упасите меня осуждать кого-то за явно далековатые, как сказал уже, ассоциации, аллюзии, параллели... Отсюда и благодушие: разные понятийные сетки, только и всего. За что тут биться? : )
Естественный простой вопрос: Вы -- буддист или ищущий, или кто?
Последний раз редактировалось Юй Кан; 15.05.2018 в 22:31.
Хороший вопрос. Хочу ответить немного развернуто.
Не буддист:
с одной стороны - не посмел (в моем случае, если себе не врать, быть буддистом означало, как минимум, уйти из семьи и т.д., ибо "туристическая духовность", либо "прибежище как убежище в психиатрическом значении", либо как форма эскапизма "внутриэмигрантства", либо как еще одна форма приспособления - не годились);
с другой стороны - вот мы, Юй Кан, говорим порой о свободе (и Будда говорил), а ведь если вдуматься, то свобода совести - иной раз последний оплот этой самой свободы. Если еще и ею поступиться и отдать совесть какой-нибудь религии (а иногда, как мы видим в миру, так бывает проще, ибо появляется "печка", за которую можно зацепиться), то что останется? Поэтому в определенный момент (кстати не без помощи некоторых сутт) осознал, что обречен на свободу совести.
Не ищущий: тут вектор (только вектор, как направление идеи) более менее обрисован в Патилина сутте (Отступивший). Поиски оставил, воззрения искоренил.
Кто: созерцатель наверное, в меру своих слабых ресурсов.
Дополнительно.
Кстати, друг, хотел бы с Вами поделиться наблюдением одного как бы "парадокса". Канон уважаю (как, впрочем, и, к примеру, книгу Екклесиаста тоже), и одно время чем больше его читал, тем некоторые вещи становились... как сказать, прозрачнее что ли. Так вот, образно говоря, изучение слов Будды послужило прояснению взгляда, а глядя проясненным взглядом нецелесообразность быть буддистом (в полной атрибутике) только укрепилась.
[кстати общение на БФ тоже этому (не становиться буддистом) способствовало]
Шуньяананда (16.05.2018)
Благодарю, кое-что становится понятнее. : )
Чуть уточню кое-что, со своей кочки зрения, ни на чём не настаивая...
Сложно как-то (Вы вообще, мне кажется, склонны к сложным умопостроениям)...Не буддист:
с одной стороны - не посмел (в моем случае, если себе не врать, быть буддистом означало, как минимум, уйти из семьи и т.д., ибо "туристическая духовность", либо "прибежище как убежище в психиатрическом значении", либо как форма эскапизма "внутриэмигрантства", либо как еще одна форма приспособления - не годились);
А ведь, если упростить, отбросив инородные соц. ярлыки, то среди учеников Будды были и миряне, достигшие пробуждения...
При этом эскапизм -- это ведь бегство/уход от реала в сферу фантазий, тогда как буддизм -- готовность, прежде всего, осознанно отвечать за все/любые свои деяния, не рассчитывая на чью-то помощь. (Хотя иногда эта помощь приходит! : )
И никаких фантазий: сурреализм, в общем (суровый, значит : ).
Хотя буддизм, это, конечно, отстранение от социума с его, к примеру, повседневным враньём для выживания, измен для получения удовольствия и т.п. В общем, минимум -- пять обетов, без которых нет буддизма.
Что касается свободы совести, то, безусловно, у всех нас есть святое и нерушимое право быть и оставаться... дураками. : )с другой стороны - вот мы, Юй Кан, говорим порой о свободе (и Будда говорил), а ведь если вдуматься, то свобода совести - иной раз последний оплот этой самой свободы. Если еще и ею поступиться и отдать совесть какой-нибудь религии (а иногда, как мы видим в миру, так бывает проще, ибо появляется "печка", за которую можно зацепиться), то что останется? Поэтому в определенный момент (кстати не без помощи некоторых сутт) осознал, что обречен на свободу совести.
Т.е. каждый -- в пределах своих убеждений/омрачений -- имеет нерушимое право употребить свою жизнь на что угодно.
И это всё, что сам могу сказать по этому высокому поводу.
В Патилине речь идёт о тех, кто (цитирую):Не ищущий: тут вектор (только вектор, как направление идеи) более менее обрисован в Патилина сутте (Отступивший). Поиски оставил, воззрения искоренил.
... отбросил самомнение «я», срезал его под корень, сделал подобным обрубку пальмы так, что оно более не возникнет в будущем. Вот как монах отступил.
Неужто Вы -- такой крутой?! : )
У отступившего не может быть никаких слабых ресурсов! Вот.Кто: созерцатель наверное, в меру своих слабых ресурсов.
Ладно. Немного об себе. : )Дополнительно.
Кстати, друг, хотел бы с Вами поделиться наблюдением одного как бы "парадокса". Канон уважаю (как, впрочем, и, к примеру, книгу Екклесиаста тоже), и одно время чем больше его читал, тем некоторые вещи становились... как сказать, прозрачнее что ли. Так вот, образно говоря, изучение слов Будды послужило прояснению взгляда, а глядя проясненным взглядом нецелесообразность быть буддистом (в полной атрибутике) только укрепилась.
Экклезиаст -- первая из священных книг, которая буквально потрясла меня. Мне тогда было лет 25. После него таким же могучим образом на меня повлиял Даодэцзин. А дальше -- Ланкаватара и, наконец, сутты, начиная с Калака сутты.
При этом искал я, если не стесняться пафоса : ), наиболее глубокое и обширное духовное учение, относительно которого прочие, мне уже известные, оказывались частными случаями. Такова была моя целесообразность.
Какой цели у Вас не сообразен буддизм?
Ну, для мну тоже общение на БФ оказалось полезным: кроме прочего (очень полезного), избавился от некоторых иллюзий...[кстати общение на БФ тоже этому (не становиться буддистом) способствовало]
Юй Кан (16.05.2018)
Если Моггалану убили, то он, по крайней мере ничего сам не натворил в тот момент. Кармические возмездия бывают и у архатов, они могут заболеть, потерять доступ к пище и так далее. Только они при этом не страдают. Пути кармы неисповедимы. Одно ясно, - неблагие семена пропастают в силу причин и условий. Причина, - неблагой поступок любой давности, а условие, - проявление аффекта, - неведенья, страсти или гнева. У архата гнева и страсти нет, но еще не полностью искоренено неведенье. Может, Моггалана пошел темной ночкой в бандитскую местность(фантазирую)
Доня (17.05.2018)
Не, не так с Моггаланой!) Там все очевидно было. Зависть и заказ. А он, обладая сиддхи, использовал их, чтобы дать шанс злодеям одуматься, ибо убить архата, сами понимаете!). Но в итоге сиддхи прекратились, и наступил черед неблагой кармы. Оохохох! Все равно вопросы остаются....
Обстоятельства смерти Моггаланы описаны в двух источниках— в комментариях к «Дхаммападе» (к стихам 137-140) и в комментариям к «Джатакам» (к джатаке 523).
Ну и понятно, что если вы продолжите буквоедничать, то можно много чего в буддизме современном подвергнуть сомнению, в том числе и множество уважаемых учителей, которые тоже не только на канон полагались и полагаются.
Доня (18.05.2018)
Доня, я ведь ссылку/ссылки попросил, конкретно: текстов с историей о Моггалане...
Вот джатака 523, в пер. Парибка: https://dhamma.ru/canon/kn/jataka/jataka523.htm
Вот Дхаммапада в пер. Топорова: https://dhamma.ru/canon/kn/dhp/dhammapada.htm
Ни там, ни там нет прим. с упоминанием Моггаланы.
Буквоедничать (быть занудным, дотошным, тщательным, скрупулёзным и т.п.) -- очень полезное кач-во переводчика, каковым и являюсь.Ну и понятно, что если вы продолжите буквоедничать, то можно много чего в буддизме современном подвергнуть сомнению, в том числе и множество уважаемых учителей, которые тоже не только на канон полагались и полагаются.
При этом свои вопросы (в т.ч. в теме "Самсара") задаю Вам, чтобы попробовать помочь Вам же ответить на Ваши вопросы.
В теме "Самсара" -- вроде получилось же, нет? : )
При этом ни одно чувствующее сущ-во, вроде, не пострадало и, уверяю, не пострадает... Уж не говоря о множестве уважаемых учителей. : )
Доня (18.05.2018)
Юй Кан (18.05.2018)
Это в Аттхакатха к тем строкам.
Примечания не причём, просто в западно-язычной среде начали называть Аттхакатха - "комментариями", что вызывает не совсем верные ассоциации с привычными понятиями "примечания" или "комментарии редактора\переводчика".
И если Джатака-строки ещё переводят и издают цельно с Джатака-катха (а без этого их непонять, что хорошо видно особенно по кратким джатакапали), то Дхаммападу перевели лишь как строки без обрамления катх, что для понимания ничем не отличается если например просто перевести лишь гатхи из Джатак без историй.
В принципе это практически всей Кхуддака Никайа касается, где (в отличии от других Никай содержащих и Слово Будды и "обрамление" раскрывающее контекст ситуации) собраны восновном лишь "строки", а для того чтоб узнать их смысл и получить от них пользу нужно обращаться к Катха.
Последний раз редактировалось Владимир Николаевич; 19.05.2018 в 07:41.
Доня (19.05.2018)
Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)