От разных болезней разные лекарства. В мире так много сердец. У Будды есть учение для сердца каждого существа.
Мир всем.
От разных болезней разные лекарства. В мире так много сердец. У Будды есть учение для сердца каждого существа.
Мир всем.
Владимир Николаевич (15.05.2018)
Приветствую вас, друзья в Дхамме! Позвольте и мне внести малый вклад в эту копилку буддийских практик.
Какой бы практикой вы ни занимались, эта информация может оказаться для вас очень полезной. Ведь в любой практике мы встречаемся с отвлечениями. Речь моя пойдёт именно о работе с отвлечениями.
Школа, которую я представляю, это буддизм Суттавады. Её коренной учитель Бханте Вималарамси - монах американского происхождения, - вернувшись к суттам Палийского канона, нашёл в излагаемых в них инструкциях Будды одно звено, которое упускается современными практикующими, утерянное временем звено. Это звено - шаг расслабления.
Бханте на основе только лишь слов Будды в суттах (отсюда название школы) выявил и сформулировал метод практики, названный им 6R (в русском 6Р). Графически он выглядит так:
Ключевыми - тем самым упускаемым звеном при работе с отвлечениями - здесь являются шаги 2-4: мягко (не отталкивая!) отпустить отвлечение, расслабить связанную с ним зажатость в голове (её нужно почувствовать) и улыбнуться (вот оно - облегчение, т.н. мирская ниббана!), и только после этого возвращаться к объекту медитации. Вот это расслабление, разжатие напряжения и чувство облегчения -то, на что нужно обратить особое внимание, практикуя любым методом. Именно этот нюанс приносит реальный плод практики и делает нас более счастливыми. Попробуйте добавить его и посмотрите, что получится.
Целиком же методика Бханте, которая называется Медитация Прозрения в Безмятежной Мудрости, изложена в руководствах, которые перевёл на русский Олег Павлов, преподаватель этого метода на русскоязычной территории. Найти их можно на нашем сайте.
Желаю всем нам счастливой практики и безмятежного ума! )
Владимир Николаевич (15.05.2018)
Надеюсь, что нет. ) А они учат расслаблению?
Бханте за 20 лет практики у разных учителей Востока столкнулся с тем, что его учили концентрации и сосредоточению, а расслаблению не учили. Когда он нашёл это упущенное звено, это было для него величайшим открытием, которое тут же дало огромный рывок в практике. Он говорит, что только тогда и понял, что такое медитация на самом деле.
Когда люди, прошедшие по несколько ретритов Випассаны, пробуют этот метод и проходят ретрит Бханте и его учеников, они меняются кардинально и больше не возвращаются к старым практикам, которые для многих тяжелы и неподъёмны, требуют огромных усилий. Практика Будды требует не таких усилий, это не каторжный труд, - она имеет в виду Правильное Усилие, и это практически отражено в формуле 6Р.
Если учителя Тхеравады учат так, это замечательно.
Владимир Николаевич (15.05.2018), Ирина Метта (15.05.2018)
Я не встречал таких, кто не учит расслаблению. Тем более, что в той же Анапанасати сутте, черным по белому написано:
"Он тренируется вдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
он тренируется выдыхать, успокаивая деятельность всего тела,
...
Он тренируется вдыхать, успокаивая умственную деятельность,
он тренируется выдыхать, успокаивая умственную деятельность. "
Обычно забывают расслабиться те, кто медитирует по книжкам - просто не обращает внимания на подобные тонкости, поддаваясь привычке подавлять помехи силой и концентрироваться на одной точке, или кто не совсем владеет языком на котором проходит ретрит и не все понимает. Или инструктор попадается не совсем компетентный )
Владимир Николаевич (15.05.2018)
Доня (15.05.2018)
Благодарю, уважаемые форумчане, за интерес к этому методу (пусть и несколько атакующего характера).
Прежде всего хочу уточнить: суттавада не утверждает, что все остальные практики неправильные. Ни в коем случае. Она обращается прежде всего к тем, кто бьётся в своей практике об стену и не имеет результатов. К тем, кто прошёл "концлагерный" (по словам самих практикующих) опыт випассан, не получив по сути ничего. А также, конечно же, к тем, кому подходит метта-медитация, метта как объект (правда, подходит она всем за редким исключением). Поэтому, думаю, никто из буддистов не станет возражать, чтобы эта методика наравне с другими существовала в буддийском мире. Ведь каждый учитель учит своему методу (или методу своего течения, но всё равно по-своему), не так ли?
Ниже отвечу на комментарии.
Доня (15.05.2018)
Можете мне поверить (а лучше пройти по ссылке под именем Бханте выше): у Бханте были учителя мирового уровня.
Комментарий на Анапанасати Сутту - это первая книга, написанная Бханте. Если Вы прочтёте её, Вы поймёте ту разницу, которая может быть в трактовке термина "расслабление". Всё дело в терминах. Маленький нюанс может сдвинуть горы.
Фрагмент:
Отсюда очевидно, что пассамбайя - а именно это слово использует Будда в Анапанасати Сутте - на микроуровне (6Р) при работе с каждым распознанным отвлечением - это совершенно иное, чем расслабление вообще. Но книжку лучше почитать целиком. У нас она в последней дополненной редакции."Расслабить: когда вы отпустили чувство или ощущение и позволили ему быть, не пытаясь им управлять, остается тонкое, едва заметное напряжение в уме/теле. Поэтому шаг релаксации (“успокоения”, по выражению сутт) подчёркивается Буддой в его наставлениях по медитации. Пожалуйста, не пропускайте этот шаг! Это было бы подобно тому, чтобы не залить в машину масло для гладкой работы мотора. Здесь важно палийское слово “пассамбайя”. Его основное значение “успокаивать”, и в суттах оно употребляется как “глагол действия, которое надлежит выполнить”, а не как “релаксация вообще”, входящая в другие виды медитации. Этот момент порой превратно толкуется при переводе, что изменяет конечный результат!
Без этого шага релаксации в каждом цикле медитатор не увидит крупным планом прекращения, вызванного страстным желанием напряжения, или чувства облегчения, когда релаксирована зажатость. Заметим, что первое проявление страстного желания всегда — сжатие или напряжение в уме и теле. На шагах Отпустить/Релаксировать у вас есть удобная возможность увидеть и испытать подлинную природу и облегчение от прекращения зажатости и страдания".
Нет. ) Он начал учить расслаблению, опираясь на слова Будды. ) Вот такой эксперимент, имеющий, думаю, право на существование. )
Любой разумный человек согласится со мной, что Комментарии Будда не писал. Поэтому Бханте по совету одного из учителей оставил их на некоторое время, взял сборники сутт ПК и ушёл в пещеру. И там досконально восстановил практику со слов Будды.
Но при этом Бханте с большим уважением относится к ним и ко всем традициям и использует рекомендации комментариев в своей практике и методике, за исключением некоторых вещей, с которыми не согласен, поскольку они противоречат суттам - словам, сказанным самим Буддой. Кому бы Вы поверили больше - Будде или тому, кто по-своему трактует его слова спустя сотни лет? Игнорирование вообще нездоровое явление. Не верить никому на слово и всё поверять суттами и собственным опытом - вот чему он учит.
Да, именно, расслабление разных уровней. В этом смысле расслабление на микроуровне - то, что обычно пропускается практикующими. А оно - ключевое.
Плюс это не просто расслабление, а расслабление-пассамбайя, о чём написала выше, как конкретное практическое действие - разжатие напряжения, которое является Танхой, страстным желанием.
Мы работаем напрямую со страстным желанием. Тем самым зерном, что порождает страдание и неудовлетворённость всех видов.
Доня (15.05.2018)
Можно ли добраться до этого страстного желания сразу?
Пока все еще существуют сенсорные отвлечения (включая дыхание) и болтливая болтология ума, а так-же различные образы воспоминания фантазии и так далее.
Я в этом совсем не уверен. Если у вас есть мысль, образ, слово в голове, болтовня, воспоминания, фантазии и так далее - значит у вас же сработало желание и работает оно на полную катушку, стимулируясь этим же самым процессом. Образ-желание-объект-желание.
Или можно с разных сторон уложить ум? Убрать желания - пропадут и образы? и сенсорное восприятие? никогда не получалось.
Доня (15.05.2018)
Сразу - нет. Постепенно. Мы начинаем с работы с отвлечениями. Т.е. там, где страстное желание запущено и проявляет себя по полной. Мы помещаем его под микромикроскоп. Пока - как умеем. Когда заметили, тогда и расслабляем. Потом, постепенно, в ходе практики этот шаг успокаивает ум всё глубже и мы начинаем видеть это напряжение более отчётливо и на всё более ранних стадиях Зависимого Возникновения, вплоть до того, что начинаем распознавать его на уровне контакта и выше по цепи. На этом построена вся методика.
Но мы с Вами сейчас сильно углубимся в её обсуждение, а я не учитель и из моих уст что-то может прозвучать некорректно, поэтому, если Вас действительно интересуют подробности, лучше поговорите с Олегом (связаться можно через сайт) - он компетентен в объяснении практики и единственный на данный момент официально признанный и зарегистрированный школой учитель метода на территории РФ и сопредельных государств. Ещё раз благодарю за интерес к методу.
Михаил_ (15.05.2018)
Я читал книжки бханте, у него есть полезные фишки, которые можно использовать в практике саматхи, как и у многих других учителей, вот, к примеру, Тханиссаро Бхиккху про то же самое:
"вы можете экспериментировать в изучении объектов ума, возникающих помех, смотреть их взаимосвязь, причины их появления и исчезновения, и учиться на этом.
рассмотрите, есть ли какое-то тонкое напряжение в уме, и, если есть, постарайтесь найти способы расслабления, отпускания этого напряжения."
Ну не зря же он у учителей столько лет обучался, традиция Тхеравады и научила
Владимир Николаевич (15.05.2018), Михаил_ (15.05.2018)
При этом бханте сам же по своему и толкует сутты, но не признавая толкования комментария Висуддхи Магга, из-за чего с наставником поссорился и перестал называться тхеравадином
В Суттане услышанные слова Будды записаны, но в сжатом виде, как конспекты, те же техники бхаваны и их тонкости полностью не раскрыты, только общий план, они должны толковаться живой традицией, такие толкования и записаны в комментариях. Конечно, я доверяю комментариям, которые составлены через сотни лет и проверены временем, а не тому, что по-своему истолкован через 2500 лет одним американским монахом
Разумеется, Вы имеете право верить комментариям. Особенно если Вас полностью устраивает Ваша практика. Если нет, Вы можете с успехом внедрить в свою практику те полезные фишки, которые у Бханте получили конкретную практическую форму. Мои сообщения для тех, кому данный метод может показаться интересным и полезным. Мудрый человек всегда увидит нужное.
Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)