Особенности организации эффективного учебного процесса
Человек есть существо социальное, ее развитие и формирование происходит под влиянием окружающего общества. Поэтому то, в человеке вырастет ребенок, во многом зависит от того, благоприятную среду ее окружало.
Одним из таких воспитательных сред становится коллектив учебного заведения в целом, и в частности коллектив группы, в которой обучается студент.
Вот здесь и возникает вопрос: каким должен быть коллектив группы и кто является главным фактором в формировании группы как крепкого орудия воспитания. Проблема формирования коллектива является очень актуальной.
И именно руководитель группы может и должен стать для нового коллектива молодежи компетентной и нужным человеком, который всегда будет рядом со своими мудрыми мыслями, советами и помощью. И не зря преподаватель, воспитатель, педагог, человек, который возглавляет деятельность небольшого коллектива, который называют учебной группой, называется руководитель группы. Руководитель группы является лидером, который управляет жизнью и событиями, взаимоотношениями и взаимопониманием в группе. А для того, чтобы стать признанным лидером и частью группы руководитель группы должен активно работать на свой авторитет и стремиться к созданию в группе благоприятного микроклимата для всех членов коллектива.
Деятельность руководителя группы вообще сложная и многоаспектная. Успех работы в группе зависит от психолого-педагогических знаний, владения педагогической технологией, умение понимать духовный мир студентов и воспринимать молодого человека не только как объект, но и как полноправный субъект воспитательного процесса, от понимания всех особенностей студенчества как особой социально- демографической группы, от знания закономерностей и особенностей становления студенческого коллектива группы.
В Жилищно-коммунальном техникуме учится 29 академических групп, каждая из которых работает под руководством классного руководителя. Руководителями наших студенческих групп являются преподаватели как с многолетним опытом работы, так и молодые преподаватели начинающие.
Конечно, каждый коллектив состоит из отдельных личностей, которые имеют свои индивидуальные черты характера, тип нервной деятельности, жизненный опыт, способности, убеждения, интересы, мировоззрение. И одним из важных факторов в работе руководителя группы является индивидуальный подход к студентам. Этот подход реализуется через наблюдение за поведением и деятельностью студента как на занятиях, так и во вне аудитор-щее время, а также беседы с преподавателями, которые работают в группе. Исходя из этого, руководитель группы должен ставить задачи по всех студентов группы, но пути решения этих задач будут разными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Итак, работу в группе нужно организовывать так, чтобы студент стал добровольным и заинтересованным сотрудником, единомышленником руководителя группы в решении общих задач.
Особенностью формирования коллективов студенческих групп в техникуме является то, что каждый год студенческий группа пополняется новичками, которые незнакомы с задачами, особенностями, принципами и жизнью учебного заведения и которые неспособны самостоятельно руководителя группы включиться в работу и учебу в техникуме. Главным в формировании коллектива для руководителя группы должна быть заинтересованность, которая направлена на учебную деятельность. Вместе с тем, каждому студенту необходима помощь в осознании себя активным субъектом творчества и ответственности. А если есть коллектив, то есть еще и коллективное мнение. Руководитель группы должен всегда помнить, что студенческая группа является не только центром создания и формирования специалиста, а это еще и сложное и многогранное социальное явление. Каждая группа развивается по общим законам, имеет свою определенную структуру. Однако каждой группе присущи свои особенности, соя специфика, свои внутренние взаимодействия, свои официальные и неофициальные лидеры. Создание здорового морального микроклимата в коллективе студенческой группы имеет большое воспитательное значение. Именно здесь формируются моральные качества студентов, их отношение к учебе, к общественно полезному труду. Перед руководителем группы стоит нелегкая задача по созданию дееспособного актива студентов, противостояние образованию микро-групп малоактивных и пассивных студентов, изоляции отдельных из них. И когда в группе создан здоровый доброжелательный психологический климат, отношения между руководителем и студентами носят характер сотрудничества и взаимопонимания, то и адаптация в учебном заведении происходит безболезненно, и результаты работы в дальнейшем будут положительными.
Наукой доказано, что объединение индивидуальностей в студенческий коллектив происходит неоднократно, а в течение всех лет обучения и предполагает постоянную работу руководителя группы. Эта работа порой бывает интересной, ответственной и творческой, а порой - очень нервной, требующей большого напряжения, неблагодарной и никакого интереса. Но это пожалуй требования времени.
Одним из таких воспитательных сред становится коллектив учебного заведения в целом, и в частности коллектив группы, в которой обучается студент.
Вот здесь и возникает вопрос: каким должен быть коллектив группы и кто является главным фактором в формировании группы как крепкого орудия воспитания. Проблема формирования коллектива является очень актуальной.
И именно руководитель группы может и должен стать для нового коллектива молодежи компетентной и нужным человеком, который всегда будет рядом со своими мудрыми мыслями, советами и помощью. И не зря преподаватель, воспитатель, педагог, человек, который возглавляет деятельность небольшого коллектива, который называют учебной группой, называется руководитель группы. Руководитель группы является лидером, который управляет жизнью и событиями, взаимоотношениями и взаимопониманием в группе. А для того, чтобы стать признанным лидером и частью группы руководитель группы должен активно работать на свой авторитет и стремиться к созданию в группе благоприятного микроклимата для всех членов коллектива.
Деятельность руководителя группы вообще сложная и многоаспектная. Успех работы в группе зависит от психолого-педагогических знаний, владения педагогической технологией, умение понимать духовный мир студентов и воспринимать молодого человека не только как объект, но и как полноправный субъект воспитательного процесса, от понимания всех особенностей студенчества как особой социально- демографической группы, от знания закономерностей и особенностей становления студенческого коллектива группы.
В Жилищно-коммунальном техникуме учится 29 академических групп, каждая из которых работает под руководством классного руководителя. Руководителями наших студенческих групп являются преподаватели как с многолетним опытом работы, так и молодые преподаватели начинающие.
Конечно, каждый коллектив состоит из отдельных личностей, которые имеют свои индивидуальные черты характера, тип нервной деятельности, жизненный опыт, способности, убеждения, интересы, мировоззрение. И одним из важных факторов в работе руководителя группы является индивидуальный подход к студентам. Этот подход реализуется через наблюдение за поведением и деятельностью студента как на занятиях, так и во вне аудитор-щее время, а также беседы с преподавателями, которые работают в группе. Исходя из этого, руководитель группы должен ставить задачи по всех студентов группы, но пути решения этих задач будут разными в зависимости от индивидуальных особенностей студентов. Итак, работу в группе нужно организовывать так, чтобы студент стал добровольным и заинтересованным сотрудником, единомышленником руководителя группы в решении общих задач.
Особенностью формирования коллективов студенческих групп в техникуме является то, что каждый год студенческий группа пополняется новичками, которые незнакомы с задачами, особенностями, принципами и жизнью учебного заведения и которые неспособны самостоятельно руководителя группы включиться в работу и учебу в техникуме. Главным в формировании коллектива для руководителя группы должна быть заинтересованность, которая направлена на учебную деятельность. Вместе с тем, каждому студенту необходима помощь в осознании себя активным субъектом творчества и ответственности. А если есть коллектив, то есть еще и коллективное мнение. Руководитель группы должен всегда помнить, что студенческая группа является не только центром создания и формирования специалиста, а это еще и сложное и многогранное социальное явление. Каждая группа развивается по общим законам, имеет свою определенную структуру. Однако каждой группе присущи свои особенности, соя специфика, свои внутренние взаимодействия, свои официальные и неофициальные лидеры. Создание здорового морального микроклимата в коллективе студенческой группы имеет большое воспитательное значение. Именно здесь формируются моральные качества студентов, их отношение к учебе, к общественно полезному труду. Перед руководителем группы стоит нелегкая задача по созданию дееспособного актива студентов, противостояние образованию микро-групп малоактивных и пассивных студентов, изоляции отдельных из них. И когда в группе создан здоровый доброжелательный психологический климат, отношения между руководителем и студентами носят характер сотрудничества и взаимопонимания, то и адаптация в учебном заведении происходит безболезненно, и результаты работы в дальнейшем будут положительными.
Наукой доказано, что объединение индивидуальностей в студенческий коллектив происходит неоднократно, а в течение всех лет обучения и предполагает постоянную работу руководителя группы. Эта работа порой бывает интересной, ответственной и творческой, а порой - очень нервной, требующей большого напряжения, неблагодарной и никакого интереса. Но это пожалуй требования времени.