Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 24

Тема: Космология Буддизма

  1. #1
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203

    Lightbulb Космология Буддизма

    Космология Буддизма. (Буддизм как мировая религия).

    Буддийская космология только внешнему и непросвещенному наблюдателю может показаться собранием учений и мифов о космосе.На самом деле это один из способов описания внутреннего мира,изменяющегося в круговороте рождений и смертей (сансаре) сознания особи.
    32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара).
    Сфера страстей (кама-дхату) - нижняя,состоит из 10 уровней.
    Сфера средняя – сфера форм и цветов (рупа-дхату) представлена 16-18 небесными мирами.
    Высшая сфера – это сфера вне форм и цветов (арупа дхату),состоящая из четырех нирванических «пребываний сознания».
    В буддизме,особенно в махаяне,развилась и продолжается доныне традиция опровержения идеи Бога-творца (ниришваравада) логическими средствами.Буддисты суть последовательные антикреационисты,но не атеисты поскольку они соглашаются с существованием Бога-творца (Ишвара) монотеистических и других религий,но считают,что его функции Создателя,Миродержца,Первоучителя и т. д. Допустимы в качестве обьяснений лишь на обыденном уровне сознания особи.
    Буддисты приняли и «расселили» на нижних небесах своей вселенной всех богов индуизма и религий стран распространения буддизма.В ХХ веке они проделали то же самое с христианским Богом,а Иисуса Христа назвали великим
    Небесным бодхисаттвой,воплощавшимся на земле.
    Некоторые национальные школы буддизма отождествляют высших будд поздней махаяны и ваджраяны с главными местными богами.
    Тем самым сохраняются культовые системы и устраняется раздор между религиозными общинами.
    -----------------------------------------------------
    использован словарь Андросова В.П.

    Если у кого-то возникнут замечания и дополнения,будем рады услышать их.

  2. #2
    Основной участник Аватар для Торчинов
    Регистрация
    17.05.2002
    Традиция
    Чань (Дзэн), Дригун-кагью,
    Сообщений
    336
    Центральная, и по существу единственная проблема буддийского учения – живое существо (человек) и его освобождение. Собственно, все самые казалось бы абстрактные, проблемы, обсуждавшиеся на протяжении столетий буддийскими философами, только кажутся таковыми. Буддизм – учение вполне прагматическое, и знание просто ради знания его интересует очень мало. буддийский мыслитель – не древнегреческий философ, на досуге предававшийся поискам истины ради самой истины. Это монах, стремящийся к освобождению сам и желающий привести к нему также и других людей. Именно освобождение – побудительный мотив буддийского философствования. Что такое человек, как устроено его сознание, каковы механизмы его функционирования, и как его надо преобразовать, чтобы из страдающего сансарического существа человек превратился в свободное, из профана – в святого, из существа омраченного – в существо просветленное. Отсюда и интерес буддизма к психологии и проблемам сознания. К проблематике же, непосредственно не ведущей к освобождению или нейтральной относительно этой цели буддизм относился весьма прохладно. В ответ на различного рода абстрактные метафизические вопросы, не имеющие к тому же адекватного выражения в языке (таковых буддийская традиция насчитывает четырнадцать) Будда хранил «благородное молчание». Хорошо известна также притча о раненом человеке, которую однажды Будда поведал своим ученикам, донявшим его как-то весьма абстрактными вопросами. Вот, сказал Будда, в глаз человеку попала отравленная стрела и пришел врач, способный исцелить его. Но тот человек сказал врачу, что не даст ему вынуть стрелу, прежде чем врач не расскажет ему все о своих предках, родственниках, изучаемых им науках, а также не ответит и на другие его вопросы. Такой человек, заключил Будда, умрет раньше, чем узнает все, что его интересует. Параллель вполне понятна: Будда – врач, а его неразумные ученики подобны раненому из притчи. Буддизм, правда, утверждает, что Будде присуще всезнание (сарваджнята), то есть ему ведомы и все истины метафизического порядка. Однако это всеведение обретается в акте пробуждения, для достижения которого следует усердно практиковать Благородный Восьмеричный Путь, а не предаваться пустым словопрениям (как это любили делать странствующие философы—шраманы) или бесполезным (да и бесцельным) интеллектуальным играм, которым те же шраманы, да и ортодоксальные брахманы были тоже весьма привержены.
    Эта установка буддизма полностью определяла и его отношение к вопросу, как устроен мир. Почти все школы классического индийского буддизма не сомневались в существовании мира вне сознания воспринимающего субъекта, а вайбхашики—сарвастивадины были даже уверены, что он вполне точно и адекватно отражается в человеческом сознании в процессе восприятия. Но этот объективный мир в себе совершенно и принципиально не интересовал буддистов. Мир буддийской космологии – это психокосм, то есть мир уже отраженный в сознании человека, и таким образом включенный в его сознание или точнее, в образующий его дхармический поток, ставший как бы частью того, что можно назвать «личностью». Ведь только вещей этого освоенного и присвоенного субъектом мира можно желать, только к ним можно испытывать отвращение и вообще иметь какие-либо аффективные состояния. Мир же как объективная реальность совершенно безразличен нам пребывая «в безмятежности» и недоступности за пределами нашего сознания и нашей заинтересованности. При этом буддисты прекрасно понимали, что этот мир является совершенно по-разному для разных типов живых существ: мир как «местопребывание» четко коррелирует с уровнем развертывания сознания разных живых существ и один и тот же мир в себе оказывается совершено разными психокосмами для разных живых существ. Как позднее скажет один махаянский мыслитель, то, что является рекой Ганг для человека, будет потоком гноя и нечистот для голодного духа—прета и потоком амброзии—амриты для божества—дэва. И только лишь буддисты школы йогачара не считали возможным утверждать, что за этими субъективными «Гангами» находится некий объективный «правильный» Ганг.
    Можно привести здесь пример из современной философии. Эстонский биолог и философ фон Икскюль специально занимался проблемой соотношения тел животных и восприятия ими среды обитания. Вот элементарный пример из его умозаключений. Растет сосна. Для лесника это дерево, которое следует или охранять или использовать на дрова. Для лисицы это дом и убежище, потому что под корнями сосны находится ее нора. А что такое сосна для короеда, который живет в сосне и одновременно питается ею, можно только догадываться. Но если для эстонского ученого тела животных приспосабливаются к их среде обитания, то для буддистов наоборот среда как бы формируется под данный вид живых существ.
    Таким образом, в буддийской космологии описывается не физическая вселенная а психокосм, прежде всего, психокосм человека. Как же выглядит этот психокосм?
    Если в рассуждениях о природе личности, дхармах, мгновенности и других аналогичных вопросов буддисты мыслили вполне логично, рационально и дискурсивно, то их рассуждения о космологии явно пронизаны архаическим мифологизмом, пропущенным, однако, через призму общемировоззренческих посылок и доктрин буддизма. буддисты по существу не создавали новую космологию, а заимствовали ее из общеиндийского культурного наследия, слегка видоизменив ее в соответствии с принципами своего учения. Впрочем, буддисты никогда не придавали какого-то исключительного мировоззренческого значения своей картине мира и довольно спокойно трансформировали ее в регионах распространения буддизма под влиянием местных представлений и космологических систем. А такой авторитетный деятель современного буддизма как Далай-лама XIV и вообще сказал однажды, что если быть буддистом означает верить в мировую гору Сумеру, расположенные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вообще не буддист .
    Традиционные буддийские представления о мире—психокосме таковы. Вселенная по своей природе троична (вспомните архаичные представления о трех мирах – нижнем, среднем и верхнем), он состоит из трех уровней, или трех миров (лока; ср. латинское locus – «место»): мира желаний (камадхату), мира форм (рупадхату) и мира не-форм (арупадхату). Из-за ее трехслойности, эта вселенная часто называется «троемирием», или «троекосмием» (траялокья). Мир желаний (камадхату) – место, где живут (или – которое переживают) почти все живые существа за исключением некоторых высших божеств и чрезвычайно продвинутых йогинов. В мире желаний пребывают обитатели адов, голодные духи, животные, люди и большая часть богов. В центре плоской земли находится устремленная в невообразимую высь гора Сумеру, вокруг которой располагаются дворцы тридцати трех богов мира Брахмы. Гора Сумеру окружена несколькими кольцами гор, образованных различными металлами. За ними простирается гладь мирового океана, в котором находятся четыре континента, один из которых – «наш» континент (его название – Джамбудвипа; в средневековых источниках так обычно называется Индия). Под землей находятся обиталища претов и система десяти («холодных» и «горячих») адов, самый нижний и страшный из которых называется «нирая» («без избавления»), поскольку срок пребывания в нем невероятно долог, хотя все-таки и конечен.
    Миров—троекосмий подобных нашему неизмеримо много, они существуют по тем же законам как бы параллельно нашему миру.
    Космическое время циклично и безначально, то есть ни один из циклов не может считаться первым. Мир никем не создан, идея божественного творения буддизмом принципиально отвергается по целому ряду соображений как этического (благой Бог не мог бы сотворить мир, суть которого – страдание живых существ), так и метафизического характера (о них речь пойдет в лекции, посвященной буддийской философии). Причина существования миров – энергия совокупной кармы живых существ предыдущего мирового цикла (подобно тому, как будущая жизнь существа обусловливается его кармой, имеющейся на момент смерти).
    После разрушения одной вселенной существует лишь бесконечное пространство (акаша), в котором постепенно начинают веять некие ветерки, постепенно крепнущие и превращающиеся в мощнейший ураган, постепенно сгущающийся до состояния «алмазной твердости» и приобретающий форму круга. Этот круг затвердевшего ветра образует основание нового мира. И он есть не что иное, как объективировавшаяся энергия совокупной кармы живых существ разрушившейся вселенной (сравните с объективированной волей как физической основой феноменов в философии А. Шопенгауэра; особенно его работа «О воле в природе»).

  3. #3
    Основной участник Аватар для Торчинов
    Регистрация
    17.05.2002
    Традиция
    Чань (Дзэн), Дригун-кагью,
    Сообщений
    336
    P.S. Это была цитата из моей книги "Введение в буддологию. Курс лекций". СПб: Петербургское философское общество, 2000.

  4. #4
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203
    Вполне банальное изложение концепции мирозданья,но...
    B "Маха Сатипаттхана сутре" Будда провозгласил:
    "Существует единственный путь очищения существ, преодоления печали и слез, устранения страданий и бед, выхода на правильный путь, достижения нирваны, а именно - четыре основы осознанности".
    Эти четыре основы осознанности -
    (1) созерцание тела;
    (2) созерцание чувств;
    (3) созерцание ума;
    (4) созерцание объектов ума.
    Очевидно, что те, кто стремится к счастью, должны следовать этому пути, чтобы избавиться от загрязнений ума, вызывающих их страдания.

    Космология Буддизма,относится к объектам ума,которые нужно созерцать.Мы родились не в буддийской земле,и не сразу нашли путь к Учению.За нами тянется груз омрачений и кармы.Не преодолев его,можно,конечно,излагать учение,которое как кажется понимаешь.Можно вести споры,но гораздо более важным кажется мне,посредством уяснения внутреннего намерения перейти к уверенной практике.Надо остерегаться грубым рассудком касаться вопросов веры.А уж если и учить других буддийским истинам,то не плохо бы иметь на то полномочия.

    Надеюсь,что никого не задел.

    Буддийская космология,это не только картина мирозданья,это множественные наставления по практике тантр,эволюционный и исторический эпос человечества и его перспективы.

  5. #5
    Основной участник Аватар для Торчинов
    Регистрация
    17.05.2002
    Традиция
    Чань (Дзэн), Дригун-кагью,
    Сообщений
    336
    Сударь мой ddd, если Вы насчет полномочий хотели бросить камень в мой огород, то спешу сообщить Вам, что я как раз такие полномочия имею, ибо признан Великим Учителем Син-юнем (Линьцзи Чань, Фо гуан) "тань цзян ши" ("сандаловым учителем"), то есть, мирским проповедником буддизма для мирян и сия квалификация подтверждена соответствующим сертификатом общества "Фо гуан" с подписью Великого Наставника (да ши, ачарья) Син-юня. Я не люблю говорить об этом, но Вы меня вынудили

  6. #6
    Участник Аватар для ADept
    Регистрация
    07.06.2002
    Традиция
    вне
    Сообщений
    167
    ..ну.. космогония, по Сути, Ведическая (за исключением уж чрезмерной атрибутки), а поэтому скажите лучше, где конкретно прочитать про:
    .. "32 уровня существования сознания подразделяются на три сферы (дхату или авачара).
    Сфера страстей (кама-дхату) - нижняя,состоит из 10 уровней.
    Сфера средняя – сфера форм и цветов (рупа-дхату) представлена 16-18 небесными мирами.
    Высшая сфера – это сфера вне форм и цветов (арупа дхату),состоящая из четырех нирванических «пребываний сознания»."...
    ---
    мне интересно такое подробное разделение (уровни)..
    Заранее спасибо.

  7. #7
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203

    Грубость - не порок,если знаешь как с ней бороться.

    Первоначальное сообщение от Торчинов
    //Сударь мой ddd, если Вы насчет полномочий хотели бросить камень в мой огород.//
    Скрывать не стану,хотел.Каюсь.
    Что-то в тоне самой лекции вызвало мою неприязнь.Ну что же,есть повод обратить внимание на свой дурной характер.

    //А такой авторитетный деятель современного буддизма как Далай-лама XIV и вообще сказал однажды, что если быть буддистом означает верить в мировую гору Сумеру, расположенные вокруг нее континенты и расположенный под землей ад, то он вообще не буддист.//

    Что,прямо так и сказал?Но к космологии буддизма,как сами понимаете,это не имеет никакого отношения.

    //Традиционные буддийские представления о мире—психокосме таковы.//

    Я вам скажу,что меня волнует.Бесконечные рассуждения об аналогии микро и макрокосмоса,новые открытия ученых;астрофизиков,биологов,генетиков...способны удивить только прагматично настроенный ум.Глубины,которые способны достичь йогины в своих медитативных погружениях на пути к освобождению,им и не снились ... а то,что это может быть реальностью - этого они даже допустить не могут.Я не могу здесь обсуждать некоторые моменты своей практики,но одно могу сказать точно:Друзья,все то,что вы достигнете в медитации,а затем посредством созерцания интегрируете в свое видение - это останется и сохранится с вами на всю вашу жизнь.Вы ничего не потеряете из этого никогда.

    Всех благ!
    Последний раз редактировалось ddd; 24.09.2002 в 22:12.

  8. #8
    Основной участник Аватар для Торчинов
    Регистрация
    17.05.2002
    Традиция
    Чань (Дзэн), Дригун-кагью,
    Сообщений
    336
    ddd. Что касается Далай-ламы, то да, так и сказал. Не могу точно сказать, где, но мне это его высказывание в каком-то интервью давал читать А.А. Терентьев.

    ADept'у. Читайте русский перевод Третей главы трактата Васубандху "Абхидхармакоша". Она называется "Лока нирдеша", "Демонстрация [природы] мира". Например: Васубандху. Энциклопедия Абхидхармы. Учение о мире. Предисл., перевод, коммент, index verborum В.И. Рудого и Е.П. Островской. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. Есть и другие издания этого перевода.

  9. #9
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203
    Первоначальное сообщение от ADept
    ну.. космогония, по Сути, Ведическая (за исключением уж чрезмерной атрибутки), а поэтому скажите лучше, где конкретно прочитать про:
    Если вам доступна книга «Самоосвобождение благодаря видению обнаженной осознанностью».Перевод и комментарий Джона Мирдхина Рейнольдса,откройте страницу №146 и далее (Буддийское представление о боге).

  10. #10
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,493
    Тридцать один уровень существования:

    http://www.accesstoinsight.org/ptf/loka.html

  11. #11
    Участник Аватар для Papius
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Буддизм
    Сообщений
    338
    ddd
    "Что-то в тоне самой лекции вызвало мою неприязнь"

    Торчинов излагает суховато, как философ. В его текстах не чувствуется его эмоционального отношения к учению. Он вполне правильно, но как-то отстраненно его излагает. Он как бы сам не желает подтвердить учение своей жизнью. Я имею ввиду, что когда читаешь книги буддийских учителей, то истины в их текстах как-бы выстраданы их жизнью, у них не только знания, а вера в эти истины. И на меня влияет в большей части именно это, а не только то насколько логически верно всё изложено.
    Хотя, конечно, в плане интеллектуального изучения книги пр.Торчинова очень полезны и познавательны. Он действительно очень точно отражает интеллектуальную сторону буддизма. Очень здорово!
    Но все-таки хочу, раз уж начал, еще бросить маленький камешек в его огород.
    Что-то я читал у Торчинова и он сделал ссылку на гатху Шестого Патриарха Дзен которую тот сочинил и благодаря которой предыдущий Патриарх увидел его просветленность. И Торчинов как-то так небрежно прописал ее текст, как бы стремясь просто напомнить ее читателям и спеша излагать дальнейшее. И мне показалось это каким-то неуважением, каким-то пренебрежением к этой гатхе, а через нее и ко всему/всем, что/кто с ней связано/связан...

  12. #12
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    12,602
    Записей в блоге
    3
    Я думаю, Евгений Алексеевич излагает материал так, как это принято в академических трудах. А своей жизнью Е. А. свои труды подтверждает хотя бы тем, что он действительно практикующий буддист. А то, что он не лезет к читателю с личным эзотерическим опытом - свидетельствует о его деликатности, и глубоком понимании места и роли исследователя в буддизме.

  13. #13
    Основной участник
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Риме
    Сообщений
    572
    Три вида космогоний в Тибетском Буддисме.

    Вообще в Тибете распространены были 3 главные системы: космогония согласно Абхидхарме; Согласно Калачакра Тантре и Согласно Дзогчен.

  14. #14
    Основной участник Аватар для Торчинов
    Регистрация
    17.05.2002
    Традиция
    Чань (Дзэн), Дригун-кагью,
    Сообщений
    336
    Первоначальное сообщение от Ersh
    Я думаю, Евгений Алексеевич излагает материал так, как это принято в академических трудах. А своей жизнью Е. А. свои труды подтверждает хотя бы тем, что он действительно практикующий буддист. А то, что он не лезет к читателю с личным эзотерическим опытом - свидетельствует о его деликатности, и глубоком понимании места и роли исследователя в буддизме.
    Огромное спасибо, дорогой Ersh! Что касается гатхи Шестого Патриарха, то упаси меня Будда от пренебрежительного к ней отношения, это г-н Papius как-то неправильно понял

  15. #15
    Участник Аватар для Караульный
    Регистрация
    22.05.2002
    Традиция
    Чогё
    Сообщений
    835
    Бог, и так половине форума ясно что мы все за драг прер еча Е.А. кого хочешь на ремни порежем . Но зачем это высказывать вслух?

  16. #16
    Участник Аватар для Papius
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Буддизм
    Сообщений
    338
    Торчинов
    "Что касается гатхи Шестого Патриарха, то упаси меня Будда от пренебрежительного к ней отношения, это г-н Papius как-то неправильно понял"

    Хорошо, постараюсь найти это место в книге. Завтра обосную. А то действительно моя претензия выглядит голословно.

    Так что ждите и трепещите!

  17. #17
    Участник Аватар для ADept
    Регистрация
    07.06.2002
    Традиция
    вне
    Сообщений
    167
    ясно, спасибо ) уж больно расписали проявленный Мир, упуская внутренний смысл Единства..)

  18. #18
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203

    камушки-кумушки

    Первоначальное сообщение от Papius
    Но все-таки хочу, раз уж начал, еще бросить маленький камешек в его огород.
    Уважаемый Папиус,при прочтении вашего сообщения у меня возникло странное чувство…и поэтому я отважился на создание данного литературно-коцептуального сообщения.
    Дело не в том,как в своей лекции выразился буддийский учитель для мирян,а в нашем отношении к этому.Если мы осознаем это,тогда любое живое существо совершенно неожиданно может преподнести нам урок Дхармы.И посредством нашей реакций мы можем распознать какое чувство владеет нами или какое чувство нам выказывать привычнее всего.Таким образом речь идет о нашей предрасположенности к той или иной аффектации.
    Страсти это пища йогинов.

    Гора Сумеру,для обычных людей,лишь место где обитают боги,она как бы продолжение их обычного восприятия в неведомом.Но и этот мир является для них ареной страстей,во многом загадочным и неизвестным в силу загрязненного видения.У них есть воспоминание о чистом зеркале,а в повседневности они используют зеркало лишь для наведения марафета на своем лице.
    В облике Учения,нам предлагается чистое видение,без интеллектуальных интерпретаций,посредством вхождения в состояние пробужденности (с мирским учителем или без него).На данном этапе это не конечная пробужденность,а просто пробужденность человеческого существа.
    Для подлинной пробужденности нам не хватает сил,которые забирает у нас наш разум,когда мы заняты интерпретацией и поддержанием общепринятого порядка вещей.
    Но страсти всегда у нас под рукой.Ум же занят бесконечным лелеянием себя.Перед ним должна быть поставлена неразрешимая задача,он должен стать альтруистичным и таким образом прийти к самоосвобождению.Нам только не следует мешать этому процессу,который по своей сути прост и естественен.Мы не против активности ума,она здесь не при чем.Мы против его аффектированности и против того,что мы привыкли индульгировать,преувеличивая его роль и значение в нашей жизни..Пусть ум проявиться,как нечисте или чистое видение.Проявившись как нечистое видение,мы увидим гору Сумеру как обьект желания некоторых существ.А проявившись как чистое видение,мы просто сумеем разглядеть гору Сумеру с ее обитателями…
    Но сейчас,чтобы не скучно было…нельзя же все время говорить и говорить (ведь так уходят силы),можно полаят на луну,положить в портфель кирпич или походить задом (здорово озадачить наш обычный ум,правда для этого надо выбрать подходящее место,не то заметут)…одним словом делать дело почти не надеясь и почти не веря.

    Вас упрекают в неуважении к буддистам.Это серьзное обвинение.Но буддисты это те же люди,но здесь вас к тому же еще и выслушают,ненагрубят и даже дадут совет.Давайте будем терпимы. Есть еще одна совершенно БАНАЛЬНАЯ причина не осуждать других:просто их очень много – и этих других и мыслей в нашей голове.
    Чистое зеркало отражает только чистую действительность,ему нет дела до наших домыслов и фантазий.Будда сказал,что он показывает путь,а идти по нему - наша задача.
    Вот такая космогония получилась.

  19. #19
    Участник Аватар для Papius
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Буддизм
    Сообщений
    338
    "Давайте будем терпимы."

    С этим я полностью согласен.

    "Вас упрекают в неуважении к буддистам.Это серьзное обвинение.Но буддисты это те же люди..."

    В этой связке я увидел некоторое противоречие: если буддисты это те же люди, которым свойственно ошибаться или быть в омрачении (я думаю, Вы такой смысл вложили во фразу "Но буддисты это те же люди"), тогда их обвинения несерьезны. Как думаете?

    "Страсти это пища йогинов."

    Именно. Я точно то же отстаивал в треде "Почему закрывают темы".

    "Есть еще одна совершенно БАНАЛЬНАЯ причина не осуждать других..."

    Где Вы увидели осуждение? Может это просто попытка помочь человеку увидеть то, что он сам не может увидеть?

    А вообще Вы пишите грамотно и верно.

    ***

    К сожалению, я не нашел тот текст Торчинова, поэтому подтвердить свой тезис о неуважительном отношении Торчинова к гатхе Патриарха не могу. Да, собственно, я и не хочу делать из своей мимолетной эмоции-мухи - слона. Забудем об этом.

    Но пока я искал, я перечитал текст Хун-Женя, Пятого Патриарха Дзен, "Трактат об основах совершенствования сознания" из книги "Философия китайского буддизма", С.-Петербург, 2001, из-во "Азбука-классика", с переводом и комментариями Е.А.Торчинова. И я нашел там замечательные слова. Нечто похожее самому пришло мне в голову утром того дня (кстати, я уже перестал удивляться такой "синхроничности" событий, так часто у меня это происходит). Вот они:

    "Спокойно и пристально наблюдайте своё сознание, чтобы вы увидели как оно движется, подобно текучей воде или подвижному миражу, не останавливаясь ни на мгновение. Узрев своё сознание, продолжайте вглядываться в него, не помещая его ни внутри, ни вовне. Делайте это спокойно и внимательно, до тех пор пока все его колебания не прекратятся и оно не станет стабильным и не застынет в успокоении. Тогда текучее и подвижное сознание самоуничтожится, подобно порыву ветра.

    Когда это сознание исчезнет, тогда исчезнут и все заблуждения вплоть до тонких, какие имеются только у бодхисаттвы на заключительной десятой ступени совершенствования. Когда это сознание и ложное восприятие тела исчезли, тогда сознание становится прочным и спокойным, простым и чистым. По-другому я даже не могу описать его признаки. <...> Подумайте об этом внимательно, ибо эти слова суть истина"

    Так просто и ясно описать такой замечательнейший метод пробуждения мог только Патриарх! Удостоверяю!


  20. #20
    Участник
    Регистрация
    18.07.2002
    Традиция
    dzogchen
    Сообщений
    203
    ВОПРОС:А разбиралась ли на форуме разница между Дзенским и Дзогченским буддизмом?

    //наблюдайте своё сознание//
    наблюдаем

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •