Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 37

Тема: дзэн и бодхичита

  1. #1
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716

    дзэн и бодхичита

    Существует мнение, что в дзэн отсутствует бодхичита (практик развивающих бодхичиту). Мне интересно Ваше мнение

  2. #2
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    Разделение практики на порождение Бодхичитты и практику Пустоты - это тибетская классификация. Вероятно такое мнение складывается оттого, что в Дзене такие практики не выделены в отдельный корпус (еще Бодхидхарма говорил о единстве практики цзочань и нравственности), ну и современные западные публикаторы делают упор на медитацию и коаны, но мало говорят о практике Шилы, обетах бодхисаттвы, практике Прибежища и т. д.

  3. #3
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    я заметил, что практикуя дзадзэн становишься очень чувствительным ко всему, в том числе и к чужой боли, чужая боль становится твоей болью. Считаю, что это и есть дзэнская бодхичитта

  4. #4
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    Согласен. Практика дзадзен обостряет восприятие. Но тут есть опасность практикуя только дзадзен уклониться от пути бодхисаттвы. Хуэйнен специально обращал внимание на практику в широком смысле, в жизни. Практики сердца - покаяния, дана-парамита - все это тоже дзен.

  5. Спасибо от:

    Atmo Kamal (06.11.2012)

  6. #5
    Участник Аватар для Айк
    Регистрация
    16.03.2003
    Традиция
    дзен
    Сообщений
    141
    Записей в блоге
    1
    Догэн подчеркивал необходимость развития "сознания бодхи", то бишь, насколько я понимаю, бодхичитты.

    Дзэн-мастер Ву Бонг:
    <...>В Буддизме мы говорим о боддхичитте. Бодхичитта это стремление к бодхи или просветлению. Это есть у всех. Этот вопрос -- уже ваша бодхичитта. Это та сила, которая привела вас сюда. Некоторые Буддистские ученые называют бодхичитту семенем просветления, так что ваше семечко уже дало росток. Теперь вам надо взрастить его. Это взращивание называется практикой. Если вы позаботитесь обэтом вопросе, то он будет расти, расти, расти. Затем однажды распустится цветок. Тогда вы можете воскликнуть (хлопая себя по колену): «Ага». Это «Ага» не будет принадлежать ни Будде, ни Дзэн-мастеру Сунг Сану, ни Дзэн-мастеру Ву Бонгу, оно будет полностью вашим. Так что каждый должен найти это, потому что этот мир нуждается в вас.
    http://www.kwanumzen.spb.ru/bib/expert.htm

  7. #6
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    Да, Бодхидхарма самым наглядным и эффективным способом показал тогдашним монахам Шаолиня и нам важность дзадзэн просидев лицом к стене 9 лет. Но далее он показал и 18 движений архата провозгласив принцип УПОРНОГО труда, что труд и различные формы социальной активности являются более высокой формой практики, чем сугубо религиозная практика. Последняя даже объявлялась "греховным" занятием, создающим "адскую карму"

  8. #7
    Участник Аватар для Вао
    Регистрация
    04.11.2004
    Традиция
    -
    Сообщений
    2,270
    Странно, а я читал про 18 движений архата другое. Когда Бодхидхарма посмотрел на своих первых учеников, то увидел, что они физически неподготовлены для долгих медитаций. И он им дал комплекс упражнений для укрепления тела и духа.

  9. #8
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    многие так думают и я так думал, пока не копнул глубже. Первоначальная точка зрения - это ошибочное толкование, так называемое ложное клише

  10. #9
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    это и отличает учение Бодхидхармы (чань) от других направлений буддизма. Не все еще понимают истинный дзэн и то что хотел нам сказать старик Дамо с горы Шаолинь...

  11. #10
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    А что значит "копнул поглубже"? Можно подробнее?

  12. #11
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    не сочтите за нескромность, но 13 лет постижения дзэн (письменных источников и практики дзадзэн) невозможно здесь изложить. Но чудес никаких нет...

  13. #12
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    13 лет большой срок. Так из каких письменных источников Вы узнали, что "18 движений архата" входят в буддийскую практику, принятую в монастыре Шаолинь? Про труд и т. п. спору нет - правда, про труд, - это позднее дополнение, сделанное Байчжаном.
    Вы когда-нибудь были в монастыре Шаолинь? Вы когда-нибудь учились у кого-нибудь из монастыря Шаолинь? Где это находится такая "гора Шаолинь"?

  14. #13
    Участник
    Регистрация
    13.01.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,194
    Записей в блоге
    1
    Цитата Сообщение от Chikara
    это и отличает учение Бодхидхармы (чань) от других направлений буддизма. Не все еще понимают истинный дзэн и то что хотел нам сказать старик Дамо с горы Шаолинь...
    Вы говорите про истинный дзен. Значит подразумеваете, что существует и не-истинный дзен?
    Вот в Сутре помоста шестой патриарх говорит: «Лишь только приходит ложное, тотчас устанавливается незнание; но стоит придти правильному, то незнание сразу же рассеивается .
    Но если же мы не используем ни "ложное", ни "правильное", то чистота, что рождается в нас, не знает пределов».
    Где же теперь «истинное» и «не-истинное»?
    И старик Дамо с горы Шаолинь говорил о другом. Он говорил, что незачем пудрить мозги размышляя о его учении.

  15. #14
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    \\\Он говорил, что незачем пудрить мозги размышляя о его учении. \\\
    Именно что. А еще он говорил о том, что чань нельзя постичь, изучая его по письменным источникам.

  16. #15
    Участник
    Регистрация
    13.01.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,194
    Записей в блоге
    1
    И за всей одиозностью фигуры старика Дамо, он спал и ел, как простой крестьянин. Но чем же он так выделялся из окружающих его людей?

  17. #16
    Основной участник Аватар для До
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Mahāyāna
    Сообщений
    7,039
    Цитата Сообщение от Ersh
    Разделение практики на порождение Бодхичитты и практику Пустоты - это тибетская классификация. Вероятно такое мнение складывается оттого, что в Дзене такие практики не выделены в отдельный корпус (еще Бодхидхарма говорил о единстве практики цзочань и нравственности), ну и современные западные публикаторы делают упор на медитацию и коаны, но мало говорят о практике Шилы, обетах бодхисаттвы, практике Прибежища и т. д.
    Всё верно, добавлю только, что это разделение не тибетская придумка, а действительно во многих праджняпарамитских сутрах дается формула просветления праджня + упая. Просветление тут бодхи, или бодхичитта, что переводится как просветленное сознание. Праджня - праджняпарамита, мудрость. Упая - искуссные средства включающие сострадание (каруна). Тибетцы склонны выделять сострадательный аспект бодхичитты, но вообще то это просто просветленный ум. Вот например цитата из Алмазной сутры:
    Будда сказал Субхути: “Все бодхисаттвы-махасаттвы должны так овладевать своим сознанием: сколько бы ни было существ, должны думать они, рождающихся из яиц, рождающихся из утробы, рождающихся из сырости или рождающихся вследствие магических превращений, имеющих физический облик или не имеющих его, мыслящих и не мыслящих или не мыслящих и не не мыслящих, всех их должен я привести в безостаточную нирвану и уничтожить их страдания, даже если речь идет о несчетном, неизмеримом и бесконечном числе живых существ. Однако в действительности ни одно живое существо не может обрести нирвану уничтожения страданий.
    Поясню так: "бодхисаттвы-махасаттвы" это как раз великие сострадательные бодхисаттвы в отличии от просто бодхисаттв устремленных к просветлению*, в современной Махаяне да и по сути это синонимы. "Овладевать своим сознанием" - т.е. совершенствовать бодхичитту. И как же нужно её развивать? "Всех их должен я привести в безостаточную нирвану и уничтожить их страдания" - бодхисаттва дает обет не уходить в нирвану пока не освободит всех существ, это аспект сострадания и искуссных средств. "Однако в действительности ни одно живое существо не может обрести нирвану уничтожения страданий" - это аспект праджни. Вот еще цитата из Ратнагуны (гл. XVI):
    3. If a Bodhisattva wishes to reach this
    Enlightment of the Sugatas, free from differentiated dharmas,
    He should practise the perfection of wisdom, joined to skill in means.
    Without wisdom there is not the attainment of the Leaders of men.
    5. Even if he would procure these five perfections of the Jinas
    For many niyutas of kotis of aeons,
    And would all the time tend the world with an infinite abundance of vows; -
    If he is withoud skill in means, deficient in wisdom, he falls into Discipleship.


    (гл. XX):
    14. Just so the wise Bodhisattva, having stood in compassion,
    having taken hold of the two parachites of skill in means and of wisdom,
    Considers dharma as empty, signless and wishless;
    Though he does not expirience the Blessed Rest, he nevertheless see the dharmas.



    Дзэн сострадателен потому, что просветленный ум естественно сострадателен. Настоящая практика дзэн включает в себя все остальные буддийские практики. Поэтому и нет акцента на отдельных аспектах.

    ________
    * Цитата из Ратнагуны (самая древняя из праджняпарамитских сутр)
    (гл. I):
    16. What is the reason why we speak of 'Bodhisattvas'?
    Desirous to extinguish all attachment, and to cut it off,
    True non-attachment, or the Bodhi of the Jinas is their future lot.
    'Beings who strive for Bodhi' are they therefore called.
    17. What is the reason why 'Great Beings' are so called?
    They rise to the highest place above a great number of people;
    And of a great number of people they cut off mistaken views.
    That is why we come to speak of them as 'Great Beings'.
    18. Great as a giver, as a thinker, as a power,
    He mounts upon the vessel of Supreme Jinas.
    Armed with the great armour he'll subdue Mara the artful.
    These are the reasons why 'Great Being' are so called.

  18. #17
    Участник Аватар для Айк
    Регистрация
    16.03.2003
    Традиция
    дзен
    Сообщений
    141
    Записей в блоге
    1
    Догэн, "Пробуждение сознания бодхи"(доп. к посту №5):
    <...> Пробудить сознание бодхи [означает] [дать обет] переправить все живые существа до того, как переправишья сам.
    <...> Потому-то, кто бы ты ни был - мирянин или монах,... следует быстрее пробуждать сознание [того, что необходимо] переправлять других до того, как переправишься сам.
    <...> Нельзя отступать от намерения переправлять других до того, как переправишься сам; призывы отказаться от этого есть речи демонов, учения "внешнего пути", поучения "друзей", [желающих вам] зла. Поэтому следовать им нельзя.
    Цит. по Догэн, Избранный произведения. Перевод, предисловие и комментарии А.Г. Фесюн. - М.: Серебряные нити, 2002.

  19. #18
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    \\\добавлю только, что это разделение не тибетская придумка, \\\
    Я написал не "придумка" а "классификация".

  20. #19
    Участник Аватар для Chikara
    Регистрация
    10.07.2005
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    1,716
    тем не менее, развивая махаянскую концепцию "ширкого пути спасения" (не только для монахов, но и для мирян) Бодхидхарма провозгласил принцип активного служения бодхисаттвы делу освобождения всех живых существ, чань-буддисты не просто допускали возможность участия в различных видах деятельности, "греховных" с точки зрения ортодоксального буддизма, но утверждали, что человек, вступивший на путь морального и психического совершенствования, не может обрести полное и окончательное просветление, не помогая другим людям, потому он обязан принимать самое активное участие в "мирской" деятельности, чтобы облегчить их участь и в то же время на благо собственного спасения. Обзательным условием и средством морально-психического совершенствования является участие в какой-нибудь мирской деятельности, которая приносит пользу другим людям, имеет какое-то социальное значение. Это было кодифицировано в собственном монастырском уставе школы чань, в основу которого был положен принцип "День без работы - день без еды", проявляя при этом максимальное рвение и старание. Пассивность, бесплодная созерцательность с точки зрения чань является предосудительной и "греховной", а труд, различные формы социальной активности являются более высокой формой практики. Посмотрите на те страны, в которых дзэн вошел в их менталитет (Япония, Китай), дзэн там тоже хорошо потрудился.

  21. #20
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    Ясно. Абаев.
    В целом все так (с поправками на время издания "Чань и морально-психологических аспектов..."), единственное что, автором "монастырского устава чань" является не Бодхидхарма, а Байчжан, живший через триста лет после Бодхидхармы. Никакого отношения к Шаолиню не имеет, так как жил в провинции Цзяньси, а не в Хэнани, где расположен м-рь Шаолинь. Он и придумал "День без работы - день без пищи", а не Бодхидхарма.
    Насчет менталитета Китая и Японии - все-таки больше на него повлияло конфуцианство, именно оттуда вся это социальность идет. С точки зрения Чань, труд - это форма личной практики, а не способ напрямую помочь живым существам обрести освобождение. Социальная активность - это больше к амидаистам, и прочим Сока Гаккаям. Шаолиньские же монахи и вовсе предпочитали гонять ци на деньги налогоплательщиков

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •