На буддийском форуме так много говорят о пустоте, что и мне захотелось попустословить
Итак, как же достигается пустота (сунньята) в Тхераваде?
В суттах описываются несколько аспектов пустоты.
Есть Чула-сунньята сутта:
http://i.com.ua/~sangha/dharma/canon/mn121.htm
в которой хотелось бы разобраться.
В ней ключевую роль играет термин 'ekatta' "единство, объединение" (в английском переводе 'singleness'), вызывающее ассоциацию с фактором джханы 'ekagatta' "однонаправленность".
Монах, не обращая внимание на восприятие деревни и людей, настраивает внимание на "единство", основанное на восприятии леса. Это пустота от того, что не присутствует.
Далее он настраивается на все более высокие ступени джханы, в конечном счете приходя к чистой, высшей, и непревзойденной пустоте. Последний переход, после безтемного (безобъектного) ("анимитта") сосредоточения, приводит к Освобождению.
В следующей Маха-сунньята сутте говорится о внутренней пустоте и внешней пустоте, тоже в прямой связи с продвижением к высшим джханам.
С другой стороны, в сутте о пустоте мира
http://www.accesstoinsight.org/canon.../sn35-085.html
пустота мира по сути определяется как безличность, лишенность "я" или "моего". Как же достигается такая пустота?
В предыдущей сутте Ананда спросил Будду, что же такое мир (loko), в этой объяснил смысл пустоты мира через пустоту 24 (6х4) элементов опыта (6 сфер на четыре звена взаимообусловленного возникновения), в следующей сутте "Дхамма вкратце" Будда приводит Ананду к этой пустоте через непостоянство, неудовлетворительность и безличность этих элементов. (Что напоминает
http://dhamma.ru/canon/mn146.htm
http://dhamma.ru/canon/mn147.htm).
Таким образом, вырисовывается совсем не удивительный вывод о том, что продвижение к пустоте возможно как с помощью развития саматхи, так и с помощью развития випассаны.