Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 22

Тема: Догэн. Гэндзё коан.

  1. #1
    Участник
    Регистрация
    16.05.2002
    Сообщений
    3,621

    Догэн. Гэндзё коан.

    Догэн
    Гэндзё коан
    Проявление изначальной сути (1)


    1. Поскольку все вещи - это буддхадхарма, существуют заблуждение и постижение, практика, рождение и смерть, существуют будды и живые существа (2). Поскольку бесчисленные множества вещей лишены постоянного "я" (3), нет ни заблуждения, ни постижения, нет ни будды, ни живого существа, нет рождения и смерти.
    Путь будды в глубочайшей основе своей являет собой прыжок за пределы многих и одного, за пределы заблуждения и постижения, живых существ и будд. Однако в привязанности опадают цветы, а в отвращении разрастаются сорняки (4).

    2. Продвигаться вперед и переживать великое множество вещей - это заблуждение. То, что вещи сами проявляются в великом множестве и переживают себя, - это пробуждение.
    Обладающие великим постижением заблуждения - это будды; пребывающие в великом заблуждении относительно постижения - это живые существа. Далее, существуют те, кто продолжает постигать превыше постижения, которые пребывают в заблуждении в глубине заблуждения (5). Когда будды оказываются истинными буддами, они не обязательно замечают, что они будды. Однако они суть проявленные будды, которые продолжают проявлять будд.

    3. Когда вы видите формы или слышите звуки, полностью занимающие тело и ум, вы улавливаете вещи непосредственно. Не так, как вещи и их отражения в зеркале, не так, как луна и ее отражение в воде, когда одна сторона освещена, а другая темна (6).

    4. Изучать путь будды - значит изучать себя. Изучать себя - значит забыть себя. Забыть себя - значит дать проявиться множеству вещей. Когда вы проявляетесь множеством вещей, отпадают ваши тело и ум, а также тела и умы других. Не остается никакого следа постижения; и эта бесследность длится бесконечно.

    5. Когда вы впервые ищете дхарму, вы воображаете, что находитесь далеко от ее окружения. Но дхарма уже передана правильно; вы немедленно становитесь своим первоначальным "я".

    6. Когда вы плывете на лодке и смотрите на берег, вы можете предположить, что берег движется. Но когда вы твердо удерживаете взор на лодке, вы можете увидеть, что это движется лодка. Сходным образом, если вы наблюдаете бесчисленное множество вещей, когда ваши тело и ум пребывают в заблуждении, вы можете предположить, что ваши ум и природа постоянны. Когда же ваша практика глубока, и вы возвращаетесь туда, где пребываете, станет ясно, что ничто на свете не обладает постоянным "я" (7).

    7. Дрова становятся золой, а зола не становится опять дровами (8). Однако не предполагайте, что зола - это будущее, а дрова - прошлое. Вам нужно понять, что дрова пребывают в явленном выражении дров, которое полностью включает прошлое и будущее и независимо от прошлого и будущего. Зола пребывает в явленном выражении золы, полностью заключающем в себе будущее и прошлое. Так же, как дрова не становятся снова дровами после того, как они являют собой золу, вы не возвращаетесь к рождению и смерти.
    Поскольку дело обстоит таким образом, в буддхадхарме установлен способ отрицать превращение рождения в смерть. В соответствии с этим, рождение понимается как "нет рождения". Это неколебимое учение в проповеди Будды - смерть не превращается в рождение. Соответственно смерть понимается как "нет смерти".
    Рождение - это полное выражение данного момента. Смерть - полное выражение данного момента. Они подобны зиме и весне. Вы не называете зиму началом весны, не называете и лето концом весны.

    8. Просветление подобно отражению луны на воде. Луна не намокает, не расплескивается и вода (9). Хотя ее свет широк и велик, луна отражается даже в крохотной лужице. вся луна и все небо отражены в каплях росы на траве или даже в одной капельке воды.
    Просветление не делит вас на части, как луна не разбрызгивает воду. Вы не можете воспрепятствовать просветлению, как капля воды не мешает луне на небе.
    Глубина капли - это высота луны. Каждое отражение, каким бы длительным или кратким оно ни было, проявляет необъятность капли росы и осуществляет безграничность лунного света в небесах (10).

    9. Когда дхарма не заполняет все ваше тело и весь ум, вы думаете, что этого уже достаточно. Когда дхарма наполняет ваши тело и ум, вы понимаете, что чего-то недостает.
    Например, когда вы на лодке выходите на середину океана, где не видно суши, и взору открыты четыре направления, океан кажется подобным кругу и не выглядит иным. Но океан не круглый и не четырехугольный, его черты бесконечны в своем разнообразии. Он подобен дворцу, подобен драгоценному камню (11). Он кажется круглым, только пока вы можете видеть в данный момент. Все вещи подобны этому.
    Хотя многочисленные черты этого пыльного мира и мира превыше условий (12), вы видите и понимаете только то, что может быть достигнуто глазом вашей практики. Для того чтобы усвоить природу бесчисленного множества вещей, вам надо знать, что хотя океаны и горы могут казаться круглыми или четырехугольными, другие их черты бесконечно разнообразны; в них целые миры. И так не только вокруг вас, но также и прямо под вашими ногами или в капле воды.

    10. Рыба плавает в океане и, как бы далеко она ни уплыла, воде нет конца (13). Прица летает в небе, и как бы далеко она ни улетела, воздуху нет конца. Однако рыба и птица никогда не покидают своих элементов. Когда их деятельность обширна, обширным оказывается и их поле. Когда их потребности невелики, невелико и поле. Таким образом, каждый из них целиком и полностью покрывает всю свою сферу, и каждый из них во всей полноте переживает свою сферу. Если птица покинет воздух, она сразу же умрет; если рыба покинет воду, она сразу же умрет.
    Знайте, что вода - это жизнь, и воздух - это жизнь (14). Птица - это жизнь, и рыба - это жизнь (15). Жизнь должна быть птицей, и жизнь должна быть рыбой (16).
    Можно пояснить это большим числом аналогий. Практика, просветление и люди подобны этому.

    11. И вот если птица или рыба попытается достичь конца своего элемента прежде, чем она в нем двигалась, эта птица или эта рыба не найдет своего пути или своего места. Когда вы находите свое место там, где пребываете, возникает практика, выявляющая изначальную суть. Когда в этот момент вы находите свой путь, возникает практика, выявляющая изначальную суть; ибо место, путь, никогда не бывает ни большим, ни малым, ни вашим, ни чужим. Место, путь, никогда не принесены из прошлого и не просто возникают сейчас.
    Соответственно в практике-просветлении пути будды встреча с одной вещью есть овладение ею - выполнение одного вида практики есть полная практика.

    12. Место находится здесь; Путь развертывается здесь. Граница постижения не бывает отчетливой, потому что постижение выступает одновременно с овладением буддхадхармой (17).
    Не предполагайте, что постигнутое вами становится великим знанием, что оно схвачено вашим сознанием. Хотя оно проявилось немедленно, непостижимое может и не быть явственным. Его видимость превыше вашего познания.

    13. Мастер дзэн Бао-чже с горы Ма-юй обмахивался веером. К нему подошел некий монах и спросил: "Мастер, природа ветра постоянна, нет места, которого он не достигает. Тогда почему же вы обмахиваетесь ?" (18)
    "Хотя вы понимаете, что природа ветра постоянна, - ответил Бао-чже, - вы не понимаете значение того факта, что он доходит повсюду." (19)
    "В чем же значение того факта, что он доходит повсюду ?" - опять спросил монах. Мастер просто продолжал обмахиваться. Монах отдал низкий поклон (20).
    Проявление буддхадхармы, жизненная часть ее правильной передачи подобна этому. Если вы скажете, что вам нет нужды обмахиваться веером, потому что природа ветра постоянна, и вы можете получить ветер без обмахивания веером, вы не поймете ни постоянства, ни природы ветра. Природа ветра постоянна; вследствии этого ветер дома будды выявляет золото земли и наполняет благоуханием пену великой реки.

    Написано в середине осени первого года Тэмпуку (1233) и дано моему ученику-мирянину Косю Ё с острова Кюсю. Пересмотрено в четвертом году Кэнтё (1252).

    Перевод Роберта Эйткина и Кадзуаки Танахаси, пересмотрено в центре дзэн в Сан-Франциско.


    Примечания:

    (1) Текст написан и отдан ученику-мирянину Косю Ё в восьмом месяце 1233 г., через несколько месяцев после того, как Догэн начал писать "Сокровищницу", начиная с трактата "Совершенство Великой Мудрости" (мака хання харамицу). В 1252 году Догэн, за год до своей смерти написал колофон "Гэндзё коана", вероятно, после некоторого пересмотра. Догэн пользовался этим текстом в качестве вступительного очерка првоначальной версии "Сокровищницы".
    Бокудзан Нисиари, известный священнослужитель сото и ученый-сектант, упомянул этот очерк в своей лекции, прочитанной в 1922 году: "Этот текст представляет собой кожу, мясо, кости и костный мозг Основателя; в этом очерке изложено фундаментальное учение всей его жизни и девяносто пять текстов "Сокровищницы Глаза Истинной Дхармы" - это отпрыски главного трактата"

    (2) Поскольку все вещи неотделимы от учения Будды ...

    (3) Общебуддийское учение о отсутствии неизменного "я"

    (4) Когда человек занят практикой, чтобы достичь просветления, оно становится все менее и менее достижимым, потому что практика и просветление нераздельны. Когда мы стараемся достичь просветления при помощи исключения заблуждения, мы даже больше углубляемся в разделение, которое оказывается другой формой заблуждения.

    (5) То же, что постижение за пределами постижения. В соответствии с этим указывается на нераздельность пробуждения и заблуждения.

    (6) В прямом постижении субъект и объект включают друг друга. В "темноту" включено все, там нет чувства границ.

    (7) Эта метафора взята из "Стихов об основе Срединного пути" Нагарджуны.

    (8) Явленное (феноменальное) выражение (яп. хой) - букв. "ступень дхармы" или "положение в дхарме". Единственная в своем роде и неповторимая ступень существования вещи в любой данный момент.

    (9) Здесь "луна" означает просветление, а "вода" - это личность.

    (10) Дзадзэн даже одного человека в одно мгновенье, незаметным образом согласуется со всеми вещами и с полнотой реагирует в течении всего времени. Таким образом, в прошлом, будущем и настоящем безграничной вселенной этот дзадзэн бесконечно продолжает учение Будды.

    (11) Четыре взгляда на воду (яп. иссуй сикен) - учитель индийского буддизма ашвабхава (ок. 450-530 г.г.) в своем коментарии к трактату "О выявлении махаяны" Асанги говорит: "Это подобно воде, природа которой остается одной и той же. Но подобно тому, как небесные существа, человеческие существа, голодные духи и рыбы приносят с собой (из прошлой причинности) не одно и то же следствие, каждый из них видит воду по-разному. Небесные существа видят ее как драгоценность, мирские люди видят в ней воду, голодные духи видят в ней гной и кровь, а рыба видит дворец".

    (12) Понятия "пыльный мир" м "мир превыше условий" указывают на сферу рабства и сферу свободы.

    (13) "Рыба" и "птица" указывают на тех, кто занимается практикой; "вода" и "небо" относятся к сфере практики.

    (14) Практика неотделима от просветления.

    (15) Личность неотделима от просветления.

    (16) Благодаря просветлению мы утверждаемся в своем первоначальном "я"

    (17) "Однако все это не появляется внутри восприятия, потому что здесь несозданное в тишине - это мгновенное постижение. Если бы практика и понимание были двумя явлениями, как это представляется взгляду обычного человека, каждое из них можно было бы узнать в отдельности. Но то, что можно встретить с узнаванием, - это не само постижение, потому что постижение недостижимо для заблуждающегося ума".

    (18) "Ветер" указывает на природу будды; обмахивание указывает на практику в устремлении к пути просветления. Вопрос в следующем: если природа будды, которая неизменна, внутренне присуща каждому человеку, зачем нам нужно заниматься практикой, зачем нам нужно стараться стать буддой ?

    (19) Вы знаете, что природа будды всеобща, но не знаете, как она осуществляется.

    (20) "Пять светильников"


    Набрано на клаве в год обезьяны мирянином Wolfshadow на благо существ посещающих интернет

    Из книги "Луна в капле росы (Избранные произведения мастера дзэн Догэна)" Рязань: Узорочье, 2000. - 288 стр. ISBN 5-85057-290-2

    http://buddhadharma.narod.ru/books/Gendze_koan.html

  2. #2
    Участник
    Регистрация
    09.04.2004
    Традиция
    Нет.
    Сообщений
    31
    Русский
    Зеркальное проявление сути.

    1.Поскольку все вещи – это всего лишь вещи, то есть разделение на ДА и НЕТ, на живых и мертвых. Привязанность к чему бы то не было, будь то Будда, будь то Чань, будь то Дзен, будь то Просветление или еще что…это путь к падению цветов…Но также если что то и отрицается, то это хорошая почва для роста сорняков!

    2. Продвигается, переживается, изменяется все вокруг…растет, опадает, зреет…Это видимая часть процесса, но есть еще невидимая…Я говорю о корне! Он под землей! Его не видно! И процесс продвижения, переживания, изменения, роста, созревания…зависят от него родного! Если корень слаб, то и все что снаружи слабо! Осознавший в себе свой корень – Правильно Живущий.. Не осознавший – соответственно не Правильно Живущий...

    3. Смотри на вещи так, как будто ты есть чистое зеркало! Чистое Зеркало не говорит – Это хорошее отражение, а вот это плохое! Оно просто отражает то, что есть!

    4. Дать проявиться множеству вещей – значит быть Отражающей Гладью Зеркала!
    Зеркало не знает, что оно зеркало, но оно очень хорошо отражает то, что есть, реальность данного момента! Когда Сознание подобно Чистому Зеркалу, отпадает тело и ум, а также тела и умы других.

    5. Зеркало не гоняется за объектом, чтобы отражать его! Озеро не бегает за луной, чтобы отразить ее! Правильно Живущий не Бегает за Дхармой, чтобы Обладать ею!

    6. Тысяча изображений и отражений могут отразиться в Зеркале, но само Зеркало от этого не изменится! Оно только может покрыться пылью! Зеркало весящее в общественном месте отражает миллионы ситуаций и изменений…Но если посмотреть на него, то оно само остается неизменным!

    7. Зеркальное Сознание не имеет дела с прошлым и не имеет дела с будущим…Оно имеет дело только с тем, что есть прямо здесь и сейчас!!! Если происходит рождение – оно видит…Если происходит смерть – оно видит…Без разницы!!!

    8. Осознание подобно Зеркалу! Оно отражает как маленькие детали, так и большие без разбора! Оно видит человека в целом, но также видит и цвет его глаз и родинку на щеке..

    9. Сознание всегда остается сознанием в как бы его не называли. Точно так же как зеркало, всегда остается зеркалом, в какие бы украшения его не наряжали. От того, что на зеркале написано Дзен, Чань или Будда – его отражение не меняется не насколько…Вещи по прежнему отражаются также, как и на зеркале без подписи…

    10. Когда Сознание становится Зеркальным…а это его суть, то тогда здесь и сейчас случается элементарно…

    11. Зеркало не задает вопросов, потому что то, что оно видит – это и есть ответ! Зекало не отвечает на вопросы, потому что достаточно отражения для вопрошающего!

    Написано в середине весны апреля месяца (2004) и опубликовано на Буддийском Форуме в разделе Дзен. Не пересматривалось.

  3. #3
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    почувствуйте разницу

  4. #4
    Участник Аватар для Lara
    Регистрация
    24.02.2003
    Традиция
    Trika yoga
    Сообщений
    1,674
    Спасибо, Волк

    ... ...

  5. #5
    Участник Аватар для Sadhak
    Регистрация
    24.01.2003
    Традиция
    Чоклинг Терсар
    Сообщений
    2,832
    Записей в блоге
    18
    Садхак. "О понимании чужого непонимания того, о чем понятно написал тот, чье понимание не требует комментария и кто эти понятия использовал для просветления непонимания непонятливых".
    1. Тут замена одних великих слов на другие не "совсем не великие" терпима, но пропущены чрезвычайно важная фраза о отсутствии хоть чего-то неизменного.
    2. На мой взгляд, глубочайшая ересь и подмена понятий. Предполагаемая возможность потенциального наличия качеств и аспектов ("слабости корня" и т.д.) указывают на объективный феномен, а не на субъективность ноумена .
    3. Тоже совсем не то, на что указывалось в коренном тексте - там было о прямом йогическое воприятии, свалакшана, а здесь какая-то запутывающая и искажающая понимание рекомендация.
    Далее писать и комментировать просто обленился . Если будем спорить, продолжу (угроза).
    Р.S. Перемудрил себя с заголовком, пришлось исправлять косноязычие.
    Последний раз редактировалось Sadhak; 22.04.2004 в 10:51.

  6. #6
    Основной участник Аватар для До
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Mahāyāna
    Сообщений
    7,039
    Первоначальное сообщение от Ersh
    почувствуйте разницу
    Банить надо.

  7. #7
    Основной участник
    Регистрация
    18.05.2002
    Традиция
    Сото-дзэн.
    Сообщений
    3,340
    Волк - очень кстати, никак не мог вспомнить где я читал о дровах и золе, а сколько раз хотел привести этот текст!

  8. #8
    Участник
    Регистрация
    09.04.2004
    Традиция
    Нет.
    Сообщений
    31
    Зеркальное Сознание отражает одинаково похвалу и оскорбления, без разницы...Не важно, кто смотрит в Зеркало - последователь Сото-дзен или Чань...Для зеркала и тот, и другой - одно и тоже...
    Озеро одинаково отражает луну и звезды ночью, а днем, оно также просто отражает облака и солнце без всяких проблем...
    Правильно Живущий одиниково просто относится к тем, кто говорит, что Он прав, и к тем, кто говорит, что Он не прав...И так он находит свой Путь, который не имеет границ...
    И то и другое мнение - правильное мнение, если воспринимается оно сознанием, подобным Зеркалу...Так было, так есть и так будет...

  9. #9
    Участник Аватар для Иван Ников
    Регистрация
    16.04.2004
    Традиция
    традиция вне традиций
    Сообщений
    52
    Русский, само зеркало не имеет собственной среды обитания, но и не находится в пустотности.

    Зеркало (зерцало) становится видимым тогда, когда есть отражение чего-либо.

    Когда это "что-то" осознается как отражение (иллюзия) собственных мыслей, то объект исчезает (как пыль).

    Исчезает и само зеркало, которое становится пустым и неразличимым ведь зеркало не находится в пустотности - это сама пустота.

    В нем проявляется форма.

  10. #10
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    Уважаемые зеркальщики, давайте не будем флудить.

  11. #11
    Основной участник
    Регистрация
    18.05.2002
    Традиция
    Сото-дзэн.
    Сообщений
    3,340
    Блин, податься что ли тоже в фанатики?

  12. #12
    Участник Аватар для Амритавиграха
    Регистрация
    06.11.2002
    Традиция
    не указано
    Сообщений
    645
    "ЖеланиЯ отражать свой отраженный свет у луны безусловно нет, как нет и у воды никакого намерения использовать себя для его отражения.
    Именно на этОМ – обоюдном отсутствии желания
    покоятся все Тайны. Именно эТО – залог ТОго, что Луна ВСЕГДА(без всЯкого исключениЯ) отражается там, где водная гладь ей встречается".

    _____________________
    "Здесь русский дух, здесь смертью пахнет".

  13. #13
    Администратор Аватар для Ersh
    Регистрация
    08.05.2002
    Традиция
    чань (религиозный фанатик)
    Сообщений
    13,223
    Записей в блоге
    4
    на самом деле луна нигде не отражается. это взгляд того, кто смотрит отражается от воды на луну.

  14. #14
    Участник Аватар для Амритавиграха
    Регистрация
    06.11.2002
    Традиция
    не указано
    Сообщений
    645
    (резвая рыбка)
    Последний раз редактировалось Махабхарата; 23.04.2004 в 11:17.

  15. #15
    Основной участник
    Регистрация
    18.05.2002
    Традиция
    Сото-дзэн.
    Сообщений
    3,340
    5 баллов, Маха -))))))))

  16. #16
    Участник Аватар для Иван Ников
    Регистрация
    16.04.2004
    Традиция
    традиция вне традиций
    Сообщений
    52
    Первоначальное сообщение от Махабхарата
    Именно на этОМ – обоюдном отсутствии желания
    покоятся все Тайны.
    ____________________________________

    Как все проходящее, так и продвижения мои проходящие.
    Все действия открывают тайну прошлого невежества. Вера в невозможное, дает силу для движения вверх и тяжесть утраты желаний, сопровождает потерю привязанностей.

    Познаваемая мудрость, является платой, за проделанную работу...

    Слушающие такие наставления, очищаются временно, но вновь загрязняются, начиная делать выбор. Это происходит от непонимания того, что нет никакого выбора, есть лишь недоразвитость.

    Познание того, что недоразвитость имеет начало развития, вселяет в сердце радость. Эта радость производит веру в невозможное.

    Веру, основанную как способ понимания необходимости преодоления чувства скорби и чувства ужаса, возникающего от утраты происходящего. Необходимостью преодоления недоразвитости является сострадание тому кто не знает.

  17. #17
    Участник Аватар для Ahimsa
    Регистрация
    16.04.2004
    Традиция
    нет
    Сообщений
    24
    >Как все проходящее, так и продвижения мои проходящие.

    Этого было достаточно более чем;
    нет человека - нет проблем.

  18. #18
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    Как все это меня, глупого, сансарического, достало... И, кажется, не меня одного.

    Господа просветленные, пожалейте нас, а!
    Последний раз редактировалось Борис; 24.04.2004 в 12:08.

  19. #19
    Участник Аватар для Lara
    Регистрация
    24.02.2003
    Традиция
    Trika yoga
    Сообщений
    1,674
    Вот чудеса!А меня - нет.
    ---
    не-Ты,сострадание

    ... ...

  20. #20
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    Вот-вот...

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •