Показано с 1 по 16 из 16

Тема: Джайнские параллели

  1. #1
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049

    Джайнские параллели

    Интересно поотслеживать параллели джайнизма и буддизма в практике.

    Есть так называемая "Прекша дхьяна", по всей видимости, построенная на основе джайнских сутр.

    http://www.terapanth.com/mahapragya/preksha_detail.htm
    http://www.jainworld.com/preksha/hpmtrain/hpmindex.htm

    Тут и долгое дыхание, и созерцание частей тела, и созерцание цветов, и брахма вихары.

    А здесь описываются похожие на буддийские темы созерцания:

    http://www.fas.harvard.edu/~pluralsm...u/12bhavna.htm
    http://www.fas.harvard.edu/~pluralsm...le/bhavana.htm

    Для любителей глубокого погружения есть большой древний текст:

    http://www.ibiblio.org/jainism/datab...K/tattvrth.doc

    (на крайний случай для перевода с английского есть
    http://www.translate.ru/rus/srvurl.asp )
    Последний раз редактировалось Ассаджи; 12.06.2002 в 00:05.

  2. Спасибо от:


  3. #2
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    Видимо, между не-теистическими учениями какие-то параллели провести можно.

    Правда, думаю, знак равенства ставить не стоит...

  4. #3
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Знак равенства ставить не стоит.
    Но вот стоит ли буддистам считать себя "круче" только потому, что они занимаются "крутейшими" практиками?

    Будда, например, сравнивал не только по практикам, но и по результатам.
    Если состраданием охватываются существа более чем на 100 йоджан (более 1500 километров) вокруг, если действительно не остается ничего "своего", то разница с джайнами (нигантхами) есть.

    http://www.accesstoinsight.org/canon...ra/an3-70.html

  5. Спасибо от:


  6. #4
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    Так-то оно так, но я просто думаю, что адекватное самопозиционирование очень важно. Это часто оказывается сложным - не скатиться ни к эклектике, ни к нетерпимости...

  7. #5
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Первоначальное сообщение от Борис
    Так-то оно так, но я просто думаю, что адекватное самопозиционирование очень важно. Это часто оказывается сложным - не скатиться ни к эклектике, ни к нетерпимости...
    Интересно, что сам Будда был эклектиком в смысле практик, заимствуя некоторые элементы у йогов и джайнов, его целостность была в другом.

  8. #6
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    Так то Основатель. А то мы. Нам ведь это не к лицу

    Я плохо знаю методы небуддистов. Интересно, а разные варианты практики внимательности к естественному дыханию - заимствования или все ж это именно буддийские (по происхождению) методы (с технической точки зрения)?

  9. #7
    Участник
    Регистрация
    15.06.2002
    Традиция
    Теравада
    Сообщений
    15
    Нас учили, что наблюдение за дыханием - заимствование, но Випассана - открытие Будды.

  10. #8
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Очень мало источников, по которым можно изучать до-буддийские практики.
    Одними из самых ранних источников по джайнским и йогическим практикам служат вышупомянутый комментарий на Таттвартх сутру Вачака Умасвати, Йога-сутра Патанджали, и некоторые буддийские сутты, например, Брахмаджала.

    В целом среди этих практик можно при желании найти практически все элементы, описанные скажем, в Анапанасати сутте - от долгого дыхания до созерцания непостоянства и прекращения при дыхании. Вместе с тем практики эти довольно разрозненны, отрывочны и несистематичны.

    Правда, обращает на себя внимание систематичное описание последовательности дхьян как прекращения процессов тела, речи и ума, от более грубых к более тонким. А это как раз приблизительно соответствует первым трем четверкам Анапанасати сутты.

    В джайнских текстах есть и соответствия випассане - созерцание непостоянства, и тому подобное.

    То есть был обод, были спицы, была ступица, но именно Будда сделал колесо - цельную систему взаимодополняющих саматхи и випассаны, указав не просто техники, а принципы их построения.

    Так, например, в Анапанасати сутте просматривается систематическое применение дыхания как средства, так сказать, биологической обратной связи управления состоянием тела, чувств, ума и восприятия - системный многоуровневый подход.

    С таким подходом конкретная форма практики уже не играет довлеющей роли - например, в Сатипаттхана сутте перечисляются самые разнообразные действия, испытываемые чувства и состояния ума. Играют роль такие менее очевидные составляющие, как правильное видение, правильные средства к существованию, правильные усилия, правильное памятование, правильное сосредоточение, и тому подобное.

  11. #9
    Основной участник Аватар для Борис
    Регистрация
    16.05.2002
    Традиция
    Чань
    Сообщений
    3,408
    То есть развитые приемы осознавания естественного дыхания - это, скорее, уже буддийское "изобретение"...

    Ассаджи, Вы писали об осознавании непостоянства у джайнов. А завершенная и подобная буддийской кшаникавада в джайнизме тоже есть?
    Последний раз редактировалось Борис; 20.06.2002 в 08:43.

  12. #10
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Первоначальное сообщение от Борис
    Ассаджи, Вы писали об осознавании непостоянства у джайнов. А завершенная и подобная буддийской кшаникавада в джайнизме тоже есть?
    Как я понимаю, в джайнизме часто применяется относительное мышление. Например, с точки зрения неизменных качеств (дравья), наблюдается постоянство (нитья). А с точки зрения формы (парьяя) наблюдается изменчивость (анитья).

    Наверное, в некоторых течениях буддизма есть что-то похожее.

    Лично я считаю изменчивость не некой космологической характеристикой, а прежде всего элементом практики.

    Вот ссылка на джайнский текст и цитата из него:

    http://www.fas.harvard.edu/~pluralsm...du/6dravya.htm

    Each entity continuously undergoes countless changes. During this process the old form (size, shape etc.) of an entity is destroyed, the new form is originated. At any given time, the form of a substance is called Paryaya.

    In the midst of modification of a substance, its certain qualities remain unchanged (permanence). The unchanged qualities of a substance are collectively known as Dravya.

    Hence, each entity (substance) in the universe has three aspects:

    Origination - Utpada
    Destruction - Vyaya
    Permanence - Dhrauvya
    Both Dravya and Paryaya (mode) are inseparable from an entity or a substance.

    The same principle can be explained differently as follows:

    An entity is permanent (nitya) from the standpoint of its attributes or qualities (Dravya). This is known as Dravyarthik-naya.

    An entity is transient (anitya) from the standpoint of its form or modification (Paryaya). This is known as Paryayarthik-naya. The modification that an entity undergoes either naturally or artificially is nothing but the transformation of its various shapes, sizes, and forms.

    A natural description of reality takes into consideration these three aspects:

    Permanence in the midst of change
    Identity in the midst of diversity
    Unity in the midst of multiplicity
    Examples:

    A human being through the process of growth undergoes various changes, such as childhood, youth, and old age. These changes are the natural modifications.

    Childhood, youth, and old age are transient forms known as Paryaya
    Soul of a living being is permanent and known as Dravya
    Clay is molded by a potter into a pot. Gold is crafted by a goldsmith into various ornaments. These changes are artificial modifications of the nonliving substances.

    Ornaments and pot are transient forms known as paryaya
    Gold and clay are permanent and known as dravya
    While undergoing various modifications, either natural or artificial, the basic dravya of a substance remains unchanged and is permanent, while its form changes and is transient.

  13. #11
    Участник Аватар для Huandi
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Нираламбанавада
    Сообщений
    4,937
    //но Випассана - открытие Будды.
    Випассана (по смыслу, за терминологию не поручусь) есть даже в Санкхье - отслеживать возникновение проявлений гун (саттва,раджас,тамас; например: гнев - как раджас; сонливость - как тамас; озаренность - как саттву и т.д.), фиксировать это как таковое, и игнорировать (заметьте, игнорировать ВСЕ, а не только "плохие" гуны). Кстати, хорошая вещь для практики , намного проще, чем рассовывать все по пяти скандхам.
    -------------------------------------------------------

    цитата взята из http://www.findirector.ru/philosophy/14_philosophy.htm

    Буддизм и джайнизм отрицают существование какой-либо разумной первопричины, чтут обожествленных святых, имеют духовных лиц, соблюдающих безбрачие, и считают за грех лишить жизни животное по любой причине. Основатели этих систем старались сами быть совершенными, хотя и не всегда были таковыми. Обе эти системы если и не были противниками вед, то, во всяком случае, безразлично относились к их авторитету. Из-за исключительного сходства жизни и учений Будды и Вардхаманы некоторые полагают, что обе эти философские системы представляют собой единое целое и что джайнизм по существу является только ответвлением буддизма. Барт пишет: "Легенды о Вардхамане или, как его принято называть, Махавире, великом герое, по-теперешнему Джине, настолько даже в мелочах совпадают с тем, что говорится о Гаутаме Будде, что мы поневоле приходим к заключению, что прообразом обоих была одна и та же личность. Оба - царского происхождения. Одни и те же имена постоянно упоминаются среди их родственников и учеников. Они родились и умерли в одной и той же стране и в один и тот же период времени. Согласно признанным данным, нирвана Джины наступила в 526 году до н. э., а Будды - в 543 году до н. э. В общем, если допустить некоторую неопределенность в передаче этих дат из поколения в поколение, мы можем рассматривать обе эти даты как идентичные. Подобное же совпадение имеет место и в отношении традиций. Как и буддисты, джайнисты заявляют о том, что они пользовались покровительством князей династии Мауриев. Место, которое является священной землей для одной системы, почти всегда является священной землей и для другой, и эти их святилища совпадали и в Бихаре, и на полуострове Гуджарат, и на горе Абу в Раджастане, и в других районах. Если мы сличим всю совокупность данных - доктрины, характер организаций, религиозных обрядов и традиций,- мы неизбежно должны будем прийти к выводу, что одна из указанных религий представляет собой секту и до некоторой степени копию другой. Когда же ко всему этому мы учтем те многочисленные связи, которые имелись между легендами о Будде и брахманистскими традициями, связи, которых, однако, недостает в легендах о Махавире, тогда мы поймем, кроме того, что в пользу буддизма свидетельствуют эдикты Ашоки, и к тому времени - к III веку до н. э. - некоторые из дошедших до нас работ появились уже в литературной форме, тогда как самые древние, неоспоримые по своей природе, свидетельства в пользу джайнизма относятся не ранее чем к V веку н. э.; когда же мы учтем, что основной священный язык буддистов - пали - является столь же древним, как и эти эдикты, в то время как язык джайнистов, ардха-магадхи, являющийся пракритским диалектом, очевидно, более позднего происхождения, и если, кроме того, мы присовокупим к этим выводам - правда, не совсем достоверным по современным данным - соображения о внутренних характерных чертах джайнизма, в частности о его более зрелой форме систематизации, его тенденции к распространению и его стараниях постоянно показывать свою древность, то все это позволяет нам без колебания признать, что из двух упомянутых систем буддизм имеет наибольшие права претендовать на оригинальность". Однако Кольбрук считает джайнизм старше буддизма, поскольку он придерживается анимистической веры, допускающей почти во всем наличие души.

    [далее по тексту, кажется, следует также и критика такой позиции]

  14. Спасибо от:

    Михаил_ (29.07.2017)

  15. #12
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    ... отслеживать возникновение проявлений гун (саттва,раджас,тамас; например: гнев - как раджас; сонливость - как тамас; озаренность - как саттву и т.д.), фиксировать это как таковое, и игнорировать (заметьте, игнорировать ВСЕ, а не только "плохие" гуны). Кстати, хорошая вещь для практики , намного проще, чем рассовывать все по пяти скандхам.
    Практически такая же практика есть и в суттах, если уж лень рассортировывать иначе. Пожалуй, это не випассана, а скорее памятование по четвертой основе - умственным качествам.

    Это они взяли из "Индийской философии" Радхакришнана

    http://users.i.com.ua/~sangha/dharma...dha/Radha1.htm

  16. #13
    Участник Аватар для Huandi
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Нираламбанавада
    Сообщений
    4,937
    //Пожалуй, это не випассана, а скорее памятование
    Не могу согласиться. Для санкхьистов весь мир состоит из трех гун, и поэтому возможна любая степень углубления этой практики. К тому же, руководство дано для практикующих йогов, а не просто мирян.

    //Это они взяли из "Индийской философии" Радхакришнана
    Я пропустил эту главу, когда читал

  17. #14
    Участник
    Регистрация
    15.06.2002
    Традиция
    Теравада
    Сообщений
    15
    Трудно сказать, к чему могло бы привести (или привело?) углубление практики санкхьистов, но в том виде, как она изложена здесь - это все же не Випассана, а просто памятование.

    ...саттва,раджас,тамас; например: гнев - как раджас; сонливость - как тамас; озаренность - как саттву и т.д...
    Санкхья (в Вашем примере) предполагает, например, наблюдать гнев - санкхару, Випассана говорит о наблюдении причин гнева (например, веданы) и нереагировании с тем, чтобы санкхара не возникла вообще (так достигается обрыв цепочки нидан и очищение).

  18. #15
    Основной участник Аватар для Константин_К.
    Регистрация
    19.02.2004
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    367

  19. #16
    Интересная информация про практики нигантхов (джайнов)
    содержится в Чула-дуккхаккхандха сутте
    http://www.accesstoinsight.org/tipit....014.than.html

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •