Страница 1 из 5 12345 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 81

Тема: Джхана без объекта

  1. #1
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270

    Джхана без объекта

    Всех приветствую!

    Интересует какова практика вхождения в джаны по суттам? Есть ли сутты, где указано, что нужно сильно сосредотачиваться (возможно даже одноточечно) на каком-то объекте, чтобы войти в джхану?

    К примеру:
    МН107
    (Преодоление пяти помех)
    Брахман, как только монах сохраняет памятование и осознавание, Татхагата обучает его далее, говоря ему:
    "Иди, монах, выбери уединенное местожительство в лесу: подножье дерева, гору, лесистую долину, пещеру на склоне холма, кладбище, рощу в джунглях, открытое место, стог сена". После еды, возвратившись со сбора подаяния, монах садится, скрестив ноги, держа спину прямо, и установив памятование возле рта".
    Отбросив жадность по отношению к миру, он живет с сознанием, лишенным жадности. Он очищает свой ум от жадности. Отбросив недоброжелательность и злость, он живет с сознанием, лишенным недоброжелательности, сочувствующий и благожелательный ко всем живым существам. Он очищает свой ум от недоброжелательности и злости. Отбросив лень и сонливость, он живет с сознанием, лишенным лени и сонливости, осознающий, бдительный, с восприятием света. Он очищает свой ум от лени и сонливости. Отбросив неугомонность и беспокойство, он живет без волнения, его ум успокоен внутри. Он очищает свой ум от неугомонности и беспокойства. Отбросив неуверенность, он живет, преодолев неуверенность, без замешательства по отношению к умелым способам поведения. Он очищаетсвой ум от неуверенности.
    (Джхана)
    Отбросив эти пять помех, эти пороки ума, пагубные для видения-как-есть, он, - совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неумелым способам поведения (акусала-дхамма), - входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые направленной мыслью (витакка) и анализом (вичара).
    Здесь на мой взгляд, "памятование возле рта" - это относится к осознанности и скорее не объект усиленного сосредоточения, а просто - якорь, для возврата блуждающего ума к созерцанию.
    В этой сутте Джхана и Випассана связаны тем, что возникают при отсутствии пяти помех. Т.е. состояния саттвы достаточно для того, чтобы ум погрузился в Джхану и этого же достаточно для Випассаны (видения-как-есть).

    ДН3
    Наделенный этим праведным сводом нравственных предписаний, и наделенный этой праведной воздержанностью и жизненными силами, и наделенный этой праведной внимательностью и вдумчивостью, и наделенный этой праведной удовлетворенностью он удаляется в уединенную обитель – в лесу у подножия дерева, на горе, в пещере, в расщелине скалы, у кладбища, в лесной чище, на открытом месте, на груде соломы. Возвратившись с чашей для милостыни, он сидит там после еды, скрестив под собой ноги, держа прямо тело, пребывая в сосредоточенном внимании.
    ...
    Когда он видит себя отказавшимся от этих пяти преград, в нем рождается удовлетворенность, у удовлетворенного рождается радость, от радости в сердце успокаивается тело, успокоившиеся телом ощущает счастье, счастливый сосредоточен в мыслях. Освободившись от чувственных удовольствий, освободившись от нехороших свойств, он достигает первой ступени созерцания, – связанной с устремленным рассудком и углубленным рассуждением, рожденной уединенностью, дарующей радость и счастье – и пребывает в ней. Это и есть часть его праведности. Подобно тому, Амбаттха, как искусный банщик, или ученик банщика, насыпав мыльный порошок в металлический сосуд и постепенно окропляя со всех сторон водой станет обливать его так, что получиться мыльный ком, омытый влагой, пронизанный влагой, внутри и снаружи пропитанный влагой, но не источающий ее, так же точно, Амбаттха, и монах обливает, заливает, переполняет, пропитывает это тело радостью и счастьем, рожденным уединенностью, и не остается во всем его теле ничего, что не было бы пропитано радостью и счастьем, рожденным уединенностью.
    Интересно как будет звучать на пали: "пребывая в сосредоточенном внимании"?

    АН 4.41 Самадхи сутта
    Монахи, есть четыре способа развития сосредоточения. Какие именно четыре? Есть способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании, ведет к приятному пребыванию в здесь и сейчас. Есть способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании ведет к достижению знания и видения. Есть способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании ведет к памятованию и осознанности. Есть способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к прекращению влечений (асава).
    (1) И каков способ развития сосредоточения, который при применении и совершенствовании приводит к приятному пребыванию в здесь и сейчас?
    При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra).
    Только в пункте (1) не видно сосредоточения. Такое ощущение что самадхи здесь не сосредоточение, а как есть Samādhi.
    Сама́дхи (санскр. समाधि, samādhi IAST, «целостность, объединение; осуществление, завершение; собранность») — в индуистской и буддийской медитативных практиках — состояние, при котором исчезает сама идея собственной индивидуальности (но не сознание) и возникает единство воспринимающего и воспринимаемого. Самадхи есть то состояние просветления, достигаемое медитацией, которое выражается в спокойствии сознания, снятии противоречий между внутренним и внешним мирами (субъектом и объектом), слиянии индивидуального сознания как микрокосма с космическим абсолютом как макрокосмом. Самадхи — последняя ступень восьмеричного пути (Благородный Восьмистадийный Путь), подводящая человека вплотную к Нирване.
    http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%...B4%D1%85%D0%B8

  2. Спасибо от:

    Бодо (21.10.2013), Гавриилко (02.08.2014)

  3. #2
    Участник Аватар для Жека
    Регистрация
    20.12.2012
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,131
    Если нет объекта - джханы достичь невозможно.
    Объектом может быть любой из сорока объектов для самадхи, который дал Будда (дыхание, любовь и сострадание, медитация на отсутствии привлекательности, касины и так далее)

    Buddha has prescribed 40 objects for samatha-bhàvanà. They are known as ‘samatha-kammaññhàna’. They comprise the following seven classes:
    1 Kasiõa — 10 kasiõa objects
    2 Asubha — 10 loathsome objects
    3 Anussati — 10 recollection objects
    4 Brahma-vihàra — 4 sublime abodes
    5 âruppa — 4 immaterial spheres
    6 âhàre-pañikåla-sa¤¤à — 1 object
    7 Catu-dhàtu-vavatthàna — 1 object

  4. Спасибо от:

    Ануруддха (15.10.2013), Ассаджи (14.10.2013), Богдан Б (16.10.2013), Гавриилко (02.08.2014)

  5. #3
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    А я вот заявляю, что достаточно сесть под дерево в спокойном лесу без 5 ниваран и джана наступит.
    Т.е. нужно не сосредотачиваться на каком-то объекте до упора, а убирать конкретную помеху.
    Например, если похоть, то на труп посмотреть, к примеру.
    Далее, вернуться в спокойное место, в неделанье, без ниваран и джхана наступит.
    Где в суттах написано по-другому?

  6. Спасибо от:

    Бодо (21.10.2013), Гавриилко (02.08.2014)

  7. #4
    Участник Аватар для Жека
    Регистрация
    20.12.2012
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,131
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    А я вот заявляю, что достаточно сесть под дерево в спокойном лесу без 5 ниваран и джана наступит.
    Т.е. нужно не сосредотачиваться на каком-то объекте до упора, а убирать конкретную помеху.
    Например, если похоть, то на труп посмотреть, к примеру.
    Далее, вернуться в спокойное место, в неделанье, без ниваран и джхана наступит.
    Где в суттах написано по-другому?
    Ум устроен так, что он не может не иметь объекта. Бесконечное пространство или сфера Ничто - это такой же объект, просто очень тонкий. Для достижения самадхи уму нужен объект, это как бы очевидные вещи.
    Вы противоречите сами себе, говоря, что не нужно сосредотачиваться, но можно смотреть на труп, хотя в первом вашем предложения панча ниварана уже якобы были оставлены. Если они оставлены, то нет необходимости их уже убирать.
    Кстати, о сосредоточении до упора нет и речи. Мы говорим о самма - самадхи, которое не подразумевает насилия и напряжения, но связано с отпусканием и с мудростью.
    Первая джхана имеет в себе такой фактор, как мысли и рассуждения, во второй оба фактора исчезают и такое "утончение", то есть исчезновение факторов, происходит по мере продвижения к более высоким джханам. Все должно быть построено постепенно, и каждая джхана основана на предыдущей.
    Мы входим в самадхи с объектом, удерживая его и имея мысли, и заканчиваем - его отпусканием, при этом ум так или иначе имеет объект, даже если он очень "тонкий".

    А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).
    С остановкой рассуждения и изучения, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от рассуждения и изучения, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
    С угасанием восторга (пити), он пребывает в безмятежном наблюдении (упекха), с памятованием (сати) и осознанностью (сампаджання); и испытывает физическое удовольствие (сукха). Он входит и остается в третьей джхане, и о нем благородные говорят: "В удовольствии живет тот, кто безмятежно наблюдает и распознает".
    С отбрасыванием удовольствия и страдания, – так же, как перед этим исчезли радость и горе, – он входит и остается в четвертой джхане: памятовании, очищенном безмятежным наблюдением (упекха-сати-париcуддхи), ни удовольствии, ни страдании (адуккхам-асукха): вот что называется правильным сосредоточением.

  8. Спасибо от:

    Ассаджи (14.10.2013), Богдан Б (16.10.2013), Дордже (14.10.2013), Карло (19.10.2013)

  9. #5
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    А что такое правильное сосредоточение? При этом монах, – совершенно непривязанный к чувственности (кама), непривязанный к неискусным качествам (акусала-дхамма), – входит и остается в первой джхане: восторг (пити) и удовольствие (сукха), рожденные непривязанностью, сопровождаемые рассуждением (витакка) и изучением (вичара).
    Где же здесь объект сосредоточения?
    А витака и вичара переводят по разному, например, направление и удержание. Я согласен с той точной взгляда, что в первой джхане уже нет мышления. А направление и удержание, может быть, в открытой осознанности? Без вовлечения в блуждание ума.

  10. #6
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    МН107
    С остановкой направленной мысли и анализа, он входит и остается во второй джхане: восторг и удовольствие, рожденные сосредоточением (самадхи-джам), объединение сознания (четасо экодибхавам), свободным от направленной мысли и анализа, внутренняя уверенность (аджджхаттам-сампасаданам).
    Что такое "объединение сознания"?

  11. #7
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Я не особо знаток сутт. Просто подскажите есть ли такие сутты, где написано: "И вот монах, сосредотачиваясь на касине или нимите входит в джхану"?

    "Я говорю вам, прекращение влечений основывается на первой джхане". Так было сказано. По отношению к чему это было сказано? При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra). Он рассматривает любые происходящие в ней явления, связанные с формой, чувством, распознаванием, волениями, и сознанием, как непостоянные, приносящие страдание, как болезнь, бедствие, стрелу, как болезненные, как несчастье, как чуждые, как разрушение, как пустые, как безличные. Он отвлекает свой ум от этих явлений, и тогда направляет свой ум на бессмертный элемент (амата-дхату): "Это покой, это совершенство – демонтаж всех конструкций; отказ от всего приобретенного; прекращение пристрастия; бесстрастие; прекращение; Освобождение (ниббана)".
    Что такое "бессмертный элемент (амата-дхату)"?
    Дхату в переводе с санскрита сфера, слой, составная часть, элемент, раздел.

  12. #8
    Участник Аватар для Жека
    Регистрация
    20.12.2012
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,131
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Где же здесь объект сосредоточения?
    А витака и вичара переводят по разному, например, направление и удержание. Я согласен с той точной взгляда, что в первой джхане уже нет мышления. А направление и удержание, может быть, в открытой осознанности? Без вовлечения в блуждание ума.
    Это настолько очевидно, что Будда даже не упоминает об этом.
    Витакка это мысль по- простому. В первой джхане есть мысль и рассуждение, которые не связаны с чувственностью. Человек оставил Кама локу и его размышления лишены килес, связанных с чувственным миром.
    Речи о блужданиях ума не идет, потому что экагатта (однонаправленность) уже в большой степени присутствует в первой джхане.

  13. #9
    Участник Аватар для Жека
    Регистрация
    20.12.2012
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,131
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    МН107

    Что такое "объединение сознания"?
    Однонаправленность, сфокусированность ума.

  14. #10
    Участник Аватар для Жека
    Регистрация
    20.12.2012
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    2,131
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Я не особо знаток сутт. Просто подскажите есть ли такие сутты, где написано: "И вот монах, сосредотачиваясь на касине или нимите входит в джхану"?



    Что такое "бессмертный элемент (амата-дхату)"?
    Дхату в переводе с санскрита сфера, слой, составная часть, элемент, раздел.
    Все объекты для саматхи были даны для установления самма - самадхи. Будда давал ученикам объекты в зависимости от их ментальных особенностей: кому- то труп, а кому-то - цветок )
    Вот некоторые восприятия, которые были даны как объект для самадхи http://dhamma.ru/canon/an/an10-60.htm
    Вот здесь Будда описывает свою собственную практику восприятия пустотности http://dhamma.ru/canon/mn/mn121.htm
    А вот как происходит випассана уже из первой джханы (амата- дхату это Ниббана)

    "Я говорю вам, прекращение влечений основывается на первой джхане". Так было сказано. По отношению к чему это было сказано? При этом, о монахи, монах, – уединившись таким образом от чувственных желаний (kāmā), уединившись от неумелых способов поведения (akusalā dhammā), – входит и пребывает в первой джхане: в восторге (pīti) и счастье (sukha), рожденных уединением, сопровождаемых рассуждением (vitakka) и изучением (vicāra). Он рассматривает любые происходящие в ней явления, связанные с формой, чувством, распознаванием, волениями, и сознанием, как непостоянные, приносящие страдание, как болезнь, бедствие, стрелу, как болезненные, как несчастье, как чуждые, как разрушение, как пустые, как безличные. Он отвлекает свой ум от этих явлений, и тогда направляет свой ум на бессмертный элемент (амата-дхату): "Это покой, это совершенство – демонтаж всех конструкций; отказ от всего приобретенного; прекращение пристрастия; бесстрастие; прекращение; Освобождение (ниббана)".

  15. Спасибо от:

    Богдан Б (16.10.2013)

  16. #11
    Участник Аватар для Говинда
    Регистрация
    22.03.2013
    Традиция
    Ньингма
    Сообщений
    221
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Всех приветствую!

    Интересует какова практика вхождения в джаны по суттам? Есть ли сутты, где указано, что нужно сильно сосредотачиваться (возможно даже одноточечно) на каком-то объекте, чтобы войти в джхану?
    Как войти в дхьяну? )))) Махасатипаттхана сутта (Дигха Никая 22) - Большая сутта об основах памятования
    - это основная сутра для развития внимательности , соответственно дхьян.
    http://ningma.org.ua/index.php/bibli...4/40-27/236-22


    А дхьяна без обьекта - научитесь входить в 4 дхьяну вначале. А то как вилами по воде....

  17. #12
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Жека Посмотреть сообщение
    Это настолько очевидно, что Будда даже не упоминает об этом.
    Витакка это мысль по- простому. В первой джхане есть мысль и рассуждение, которые не связаны с чувственностью. Человек оставил Кама локу и его размышления лишены килес, связанных с чувственным миром.
    Речи о блужданиях ума не идет, потому что экагатта (однонаправленность) уже в большой степени присутствует в первой джхане.
    1) Application (vitakka): directing and placing the mind on the patibhāga-
    nimitta of the white kasina.
    2) Sustainment (vicāra): maintaining the mind on the patibhāga-nimitta
    of the white kasi a.
    Knowing and Seeing. Pa-auk Sayadaw.
    Здесь, как видите, мнения расходятся.

    Чтобы заглянуть в рупа-локу, всё принадлежащие кама-локе придётся оставить.
    Ведь Дон Хуан сказал, что мысли фиксируют точку сборки
    Рупа-джханы дают возможность заглянуть в рупа-локу (мир тонких форм).
    Если только практик войдёт в джхану без объекта сосредоточения, т.к. в другом случае он за объектом сосредоточения рупа-локу не увидит.
    Это моё мнение.

    В школе Ньингма множество мастеров говорили и говорят, что сосредоточение с фиксацией на объекте практикуется только на начальном этапе и не долго, т.к. это считается неправильной шаматхой (саматхой).
    Отбросьте прочь фиксацию жёсткой медитации на конкретном объекте, и вместо этого отпустите своё осознавание в простор беззаботной открытости!
    Последние слова Целе Нацог Рангдрола.
    Последний раз редактировалось Сергей Хабаров; 15.10.2013 в 15:30.

  18. Спасибо от:

    Бодо (21.10.2013)

  19. #13
    Участник Аватар для Денис Евгеньев
    Регистрация
    01.06.2007
    Традиция
    пони
    Сообщений
    5,441
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Рупа-джханы дают возможность заглянуть в рупа-локу (мир тонких форм).
    Если только практик войдёт в джхану без объекта, т.к. в другом случае он за объектом сосредоточения рупа-локу не увидит.
    Есть объект рупалочный, то заглянете как раз в рупалоку. А иначе никаг

  20. Спасибо от:


  21. #14
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Жека Посмотреть сообщение
    Однонаправленность, сфокусированность ума.
    chEtasO EkOdi bhAvam
    bhāvam — nature;
    bhāvam — existence;
    Встречался такой первод: singleness of mind
    Возможно, ум становится одной природы.

  22. #15
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Жека Посмотреть сообщение
    Все объекты для саматхи были даны для установления самма - самадхи. Будда давал ученикам объекты в зависимости от их ментальных особенностей: кому- то труп, а кому-то - цветок )
    Вот некоторые восприятия, которые были даны как объект для самадхи http://dhamma.ru/canon/an/an10-60.htm
    Восприятия (сання) - это восприятия. Т.е. просто воспринимать и различать, но ни как не сосредотачиваться до появления факторов джханы.
    Также дыхание, говорится о сати (осознанности), простом присутствии, а не о концентрации на точке под носом до появления нимитты.
    При этом монах уходит в лес, под крону дерева, или в пустое жилище, садится, скрестив ноги, держит тело прямо и поддерживает осознанность (букв. устанавливает осознанность перед грудью).Только осознанно он вдыхает, и осознанно он выдыхает.
    Где в этой сутте написано, что эти объекты были даны как объекты для самадхи?
    Вы заявляете на основе мнений Учителей, которые внутри традиции Тхеравады иногда расходятся, на основе Висуддхимагги и Абхидхаммы.
    Но меня интересует вопрос, какова практика по суттам.

  23. Спасибо от:

    Бодо (21.10.2013)

  24. #16
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Говинда Посмотреть сообщение
    Как войти в дхьяну? )))) Махасатипаттхана сутта (Дигха Никая 22) - Большая сутта об основах памятования
    - это основная сутра для развития внимательности , соответственно дхьян.
    http://ningma.org.ua/index.php/bibli...4/40-27/236-22


    А дхьяна без обьекта - научитесь входить в 4 дхьяну вначале. А то как вилами по воде....
    Я в теме неправильно написал. Правильно: Джхана без объекта сосредоточения. Хорошо бы так тему переименовать.
    У вас традиция Дзен, а слово дзен на пали - это Джхана. В дзадзен есть объект сосредоточения?

  25. #17
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Денис Евгеньев Посмотреть сообщение
    Есть объект рупалочный, то заглянете как раз в рупалоку. А иначе никаг
    Данные попытки у нас называются: Йога Божества (Йидама).

  26. #18
    Участник Аватар для Сергей Ч
    Регистрация
    14.10.2010
    Традиция
    Theravāda
    Сообщений
    4,024
    Записей в блоге
    4
    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Восприятия (сання) - это восприятия. Т.е. просто воспринимать и различать, но ни как не сосредотачиваться до появления факторов джханы.
    Также дыхание, говорится о сати (осознанности), простом присутствии, а не о концентрации на точке под носом до появления нимитты.
    Да, например в статье Тханиссаро Бхиккху "Джхана не по номерам" тоже говорится, что "Лучшее состояние сосредоточения для развития многостороннего прозрения, это такое, которое включает в себя состояние осознанности во всём теле". Однако там же приводятся пример некоторых ошибок:

    В практике Аджана Фуанга не отождествлять себя с конкретными медитативными состояниями было два исключения. И оба эти состояния являются неправильным сосредоточением. Первое состояние наступает, когда дыхание становится настолько приятным, что острота вашей осознанности начинает соскальзывать с дыхания на ощущение самого этого состояния приятности. Внимательность начинает расплываться и ощущение собственного тела и всего, что вас окружает, тонет в приятном тумане. Когда вы выходите из такой медитации, вам трудно понять на чём конкретно вы сосредотачивались. Аджан Фуанг называл это моха-самадхи, или невежественное сосредоточение.

    Второе состояние однажды случилось со мной одной ночью, когда сосредоточение было неимоверно однонаправленным и настолько утончённым, что ум отказывался заметить даже самый мимолётный объект ума, или же утвердиться на этом объекте. Я впал в состояние, в котором потерял всякое ощущение тела, пропали внешние и внутренние звуки, не было никаких мыслей и восприятий - хотя крошечный островок осознанности позволил мне, когда я вышел из медитации, сказать о том, что я не спал. Я обнаружил, что могу пребывать в этом состоянии долгие часы, а время пролетает мгновенно. Два часа казались двумя минутами. Я также мог «запрограммировать» себя, чтобы выйти из него в определённое время. После такой практики в течение нескольких ночей подряд, я рассказал Аджану Фуангу об этом, и его первым вопросом было: «Тебе это нравится?». Я ответил, что нет, потому что чувствовал себя немного расшатанным после того, как в первый раз из него вышел. «Хорошо» - сказал Аджан - «Пока это тебе не нравится, ты в безопасности. Некоторым людям оно очень нравится и они думают, что это ниббана или прекращение [чувствования и восприятия]. На самом деле это состояние не-восприятия (асанья-бхава). Это даже не есть правильное сосредоточение, потому что в таком состоянии нет возможности исследовать что-либо, нет возможности получить мудрость. Но в нём есть другая польза». Потом он рассказал мне, что когда проходил операцию на почках, не доверяя хирургам, он вошёл в это состояние на время операции.
    В обоих случаях неправильными эти состояния делал ограниченный спектр осознанности. Если в обоих состояниях ваша осознанность заблокирована, то как вы можете получить многостороннее прозрение? И потом, как я заметил годы спустя, люди, которые стремятся урезать осознанность за счёт мощной однонаправленности ума, также имеют тенденцию к психологической склонности разобщаться и отрицать. Вот почему Аджан Фуанг, следуя Аджану Ли, учил форме медитации, которая стремится развить всестороннюю осознанность к энергии дыхания, протекающей во всём теле, играя с ней для того, чтобы достичь ощущения лёгкости, а затем успокоить её, чтобы она не мешала ясному познанию тончайших движений ума. Эта всесторонняя осознанность помогла убрать слепые области там, где любит скрываться невежество.

  27. Спасибо от:

    Богдан Б (16.10.2013), Карло (19.10.2013), Сергей Хабаров (15.10.2013), Юй Кан (15.10.2013)

  28. #19
    Участник Аватар для Сергей Хабаров
    Регистрация
    25.09.2010
    Традиция
    Ньингма, Дуджом Терсар
    Сообщений
    270
    Цитата Сообщение от Сергей Чернявский Посмотреть сообщение
    Да, например в статье Тханиссаро Бхиккху "Джхана не по номерам" тоже говорится, что "Лучшее состояние сосредоточения для развития многостороннего прозрения, это такое, которое включает в себя состояние осознанности во всём теле". Однако там же приводятся пример некоторых ошибок:
    То, что вы написали, мне нравится. Просто в Бирме как-то в ретритном центре Па-Аук Саядо я сидел 5 месяцев. Там было "стронг концентрейшен". У некоторых от анапанасати аж голова поднималась. Я там касину огня осваивал. Под конец у меня расстройство элемента "ветер" было (вата улетела), т.к. праны в голову поднялись. Хорошо там доктор аюр-веды приходил, приземлил меня. Когда из монастыря вышел, клеши выползли, а залипающая концентрация их ещё и усилила. Потом несколько месяцев я расслаблял автоматическую точечную концентрацию, т.к. при такой концентрации дальше носа ничего не видно. Польза конечно есть, так как огонь прибавил уму светоносности.

    В похожей истории принимал участие мой отец Чимей Дордже. Однажды он
    присутствовал на церемонии долгой жизни в одном доме, повар в котором, судя по всему,
    был усердным практиком инертной шаматхи. В то время в Восточном Тибете подавали чай в
    больших глиняных чайниках. Во время церемонии повар вошёл с таким чайником. И замер в
    дверях, не проходя ни туда, ни обратно. Он застрял в состоянии инертной шаматхи. Мой
    отец сказал: «Не будите и не тревожьте его. Иначе он уронит чайник и зальёт всю комнату».
    Такие чайники бывали очень горячими. Так что мой отец позволил ему так и стоять в дверях
    с горячим чайником в руках. Отец сказал: «Не трогайте его. Посмотрим, как долго это будет
    продолжаться». Прошло три-четыре часа. Все начали уже бояться, что он не придёт в себя
    или уронит чайник.
    Отец встал со своего места и подошёл к нему. Позвал шепотом по имени. Повар
    очнулся. Тогда мой отец спросил у него, что случилось. Повар сказал: " Что вы имеете в виду
    — что случилось? Я иду и несу чай». Он был очень усердным и вероятно, достиг хороших
    результатов в практике состояния инертной шаматхи.
    А вот ещё одна история про то, как люди теряют путь в шаматхе. Один лама из
    провинции Голок в Восточном Тибете приехал к великому Джамгону Контрулу Лодрё Тайе.
    Лама рассказал Джамгону Ринпоче, что девять или десять лет провёл в ритрите, медитируя.
    «Теперь моя практика стала весьма успешной, — сказал он — иногда я достигаю
    определённой степени ясновидения. Когда я концентрируюсь на чём-то, моё внимание
    непоколебимо; я чувствую полную ясность и покой. Я испытываю состояние, в котором нет
    ни умопостроений, ни мыслей. Подолгу я переживаю блаженство, ясность и не-мысль. Я
    сказал бы, что моя медитация очень успешна!»
    «Какая жалость!» — был ответ Джамгона Контрула.
    Лама ушёл в лёгком расстройстве и вернулся на следующее утро. «Честное слово,
    Ринпоче, моя практика шаматхи хороша. Мне удалось уравновесить все мысленные
    состояния удовольствия и боли. Три яда гнева, желания и тупости более не властны надо
    мной. Я медитировал девять лет и мне кажется, что это — достаточно хороший уровень».
    «Какая жалость!» — ответил Джамгон Контрул.
    Лама подумал: «Говорят, что он — выдающийся мастер без тени зависти, но мне
    сдаётся, что он немного завидует. Возможно ли это?». Тогда он сказал: «Я пришёл сюда
    расспросить вас о природе ума, зная о вашей выдающейся репутации. С моей медитацией в
    течение дня всё в порядке; об этом я и не спрашиваю. Я бы хотел спросить, как практиковать
    ночью; именно ночью я испытываю некоторые сложности с медитацией».
    Джамгон Контрул опять сказал только: «Какая жалость!».
    Лама подумал: «Он действительно завидует мне! У него, наверное, нет и доли того
    ясновидения, которое есть у меня».
    Он рассказал Джамгону Контрулу о своём ясновидении:
    «Мне совсем не трудно видеть будущее на три-четыре дня вперёд».
    «Какая жалость!» — вновь повторил Джамгон Контрул.
    Лама ушёл в свою комнату. Но, вероятно, он начал сомневаться в себе, потому что
    через несколько дней он опять пришёл к Джамгону Ринпоче и сказал: «Я возвращаюсь в свой
    ритрит. Что мне делать теперь?»
    Джамгон Ринпоче сказал ему: «Не медитируй больше! Начиная с сегодняшнего дня,
    забудь о медитации. Если хочешь следовать моему совету, возвращайся домой и оставайся в
    ритрите ещё три года, но без малейшего намёка на медитацию. Ни чуточки не вызывай в себе
    состояние покоя».
    Лама подумал: «Что он говорит? Что он имеет в виду? Что это значит? С другой
    стороны, говорят, что он — великий мастер. Попробую и посмотрю, что будет». Поэтому он
    сказал: «Хорошо, Ринпоче», — и удалился.
    Вернувшись в ритрит, он столкнулся с тем, что не медитировать ему очень тяжело.
    Всякий раз, когда он пытался просто быть, без попыток медитировать, он обнаруживал, что
    снова впадает в медитацию. Позже он рассказывал: «Этот первый год был самым тяжёлым!
    На второй год стало полегче». Тогда он обнаружил, что медитацией просто удерживал своё
    сознание в состоянии занятости. Теперь он понял, что имел в виду Джамгон Контрул, когда
    говорил: «Не медитируй».
    На третий год он достиг подлинной не-медитации, целиком отрешившись от
    сознательного её поддержания. Он обнаружил состояние, свободное от медитации;
    состояние, с которым ничего не нужно делать; состояние, в котором осознавание просто
    оставляется, как оно есть, само по себе. В это время в его практике не происходило ничего
    эффектного; ни даже следа какого-нибудь специального ясновидения. Более того, исчезли
    даже былые медитационные переживания блаженства, ясности и не-мысли. Тогда он
    подумал: «Вот теперь моя практика совсем потеряна! Лучше я вернусь к нему и попрошу
    ещё советов».
    Он снова пришёл к Джамгону Контрулу и рассказал, что с ним происходит.
    Ринпоче ответил: «Правильно! Правильно! Эти три года сделали твою медитацию
    успешной. Правильно!» Джамгон Контрул продолжал: «Не нужно медитировать,
    сознательно удерживая нечто в уме, но не нужно и отвлекаться».
    Лама сказал: «Может быть, это происходит из-за моей прежней тренировки в
    неподвижности, но, на самом деле, периоды отвлечения очень коротки. Я не так много
    отвлекаюсь. Я чувствую, что открыл то, что вы имели в виду. Я переживаю состояние,
    которое не создано медитацией, и, однако, оно длится некоторое время само по себе».
    " Правильно! — сказал Джамгон Контрул, — Теперь тренируйся в нём всю свою
    оставшуюся жизнь!»
    Такова история ламы из Голока; известно, что впоследствии он достиг весьма высокого
    уровня реализации.
    Тулку Ургьен Ринпоче. Нарисованное Радугой.

  29. Спасибо от:

    Андрик (05.02.2014), Бодо (22.10.2013), Гавриилко (02.08.2014), Сергей Ч (15.10.2013)

  30. #20
    Основной участник
    Регистрация
    11.05.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    3,049
    Приветствую, Сергей!

    Цитата Сообщение от Сергей Хабаров Посмотреть сообщение
    Интересует какова практика вхождения в джаны по суттам? Есть ли сутты, где указано, что нужно сильно сосредотачиваться (возможно даже одноточечно) на каком-то объекте, чтобы войти в джхану?
    Одноточечное сужение ума до одного физического предмета - это из современных практик.

    Что в суттах, что в комментариях, речь идет о настройке на опору сосредоточения, что приводит, наоборот, к просторности ума (махаггатта читта):

    ""Develop the meditation in tune with wind. For when you are developing the meditation in tune with wind, agreeable & disagreeable sensory impressions that have arisen will not stay in charge of your mind. Just as when wind blows what is clean or unclean — feces, urine, saliva, pus, or blood — it is not horrified, humiliated, or disgusted by it; in the same way, when you are developing the meditation in tune with wind, agreeable & disagreeable sensory impressions that have arisen will not stay in charge of your mind."

    http://www.accesstoinsight.org/tipit....062.than.html

    Разве что вначале, когда только улавливается представление (нимитта) об опоре сосредоточения, то может использоваться одно место. А потом представление (нимитта) нужно расширять, чтобы ум достиг просторного состояния.

    Что такое "объединение сознания"?
    Когда в уме преобладает настройка на одну опору, опору сосредоточения, то весь ум становится однонастроенным (экаггатта). Все восприятие окрашивается представлением об опоре сосредоточения.
    Например, если это воздух в анапанасати, то все тело воспринимается как "воздушное", если это кости, то замечаешь в телах людей прежде всего кости, и т.п.
    Ум при этом объединяется, будучи настроен в унисон на одну опору.

    Что такое "бессмертный элемент (амата-дхату)"?
    Ниббана.

    Но меня интересует вопрос, какова практика по суттам.
    В суттах описаны общие принципы, без деталей практики, которые передавались в личном обучении.
    Наиболее ранние тексты с более подробными указаниями - Патисамбхидамагга и Вимуттимагга.

  31. Спасибо от:

    Ittosai (17.10.2013), Бодо (22.10.2013), Гавриилко (02.08.2014), Говинда (17.10.2013), Сергей Ч (17.10.2013)

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •