Прочитал, будучи в отпуске, довольно толстую книжку. Энциклопедия буддизма. Довольно тяжелое изложение основных вопросов, связанных с буддизмом. Тяжелое, потому что изложено видимо не буддистами, а учеными-буддологами. Некоторые вопросы перечитывал по несколько раз, но так и не смог уложить их в голове. Самое главное, что не уложилось – это относительная зависимость трех понятий – души, реинкарнации и кармы.
Раньше мне все представлялось достаточно логичным. Душа – это некая цельная субстанция, скажем вечное сознание. Реинкарнация – перерождение этой субстанции в новом теле, карма – причинно-следственная связь, действующая непосредственно на эту цельную субстанцию.
Теперь же оказывается, что также, как физическое тело состоит из атомов, после смерти атомы не исчезают, а становятся составляющими чего-то другого. Также душа-сознание в настоящей жизни – это совокупность неких элементов, а не что-то целое. После смерти тела элементы сознания действительно не исчезают, а становятся частью других сознаний. То есть после смерти человек перерождается в бесконечно большое количество новых тел, но бесконечно маленькими кусочками? Личность не переходит из одного тела в другое?
Как же тогда ламы объясняют перерождение умершего ламы в теле ребенка как цельной личности?
Как же тогда быть с кармой? Получается ведь новая личность, состоящая из бесконечно большого числа элементов старых личностей обладает некой усредненной кармой? Ведь бедокурила или совершала благие поступки личность, которая распалась на бесконечно большое количество элементов, ее уже нет, так как нет цельной души.
Объясните пожалуйста, чего я не понимаю… По возможности доступным языком… Спасибо...