Страница 1 из 3 123 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 49

Тема: Тело разума

  1. #1
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1

    Тело разума

    Открываю тему на межбуддийском, потому что хочется услышать мнение представителей всех школ, очень надеюсь, что обойдется без выяснений какая школа круче...
    -----------------------------------------------------------------------
    Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

    83. Так с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

    84. Подобно тому, великий царь, как если драгоценный камень велурия – прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, прозрачный, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, – продета нить – синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая нить – и человек, наделенный зрением, взяв его в руку, может понять: "Вот драгоценный камень велурия – прекрасный, благородный, восьмигранный, превосходно отшлифованный, чистый, сияющий, безупречный, наделенный всеми достоинствами, – и в него продета эта нить – синяя, или оранжевая, или красная, или белая, или желтоватая" – так же точно, великий царь, и монах с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и вращает мысль к совершенному видению. Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

    Таков, великий царь, зримый плод отшельничества, который прекраснее, и возвышеннее предыдущих зримых плодов отшельничества.

    85. Так, с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и обращает мысль к сотворению тела, состоящего из разума. Их этого своего тела он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных
    способностях.

    http://www.dhamma.ru/canon/dn02.htm
    ------------------------------------------------------------------------------------

    1.Интересно сохранилась ли подобная практика в современной Тхераваде?

    2.Интересны аналогии в других школах Буддизма, по возможности с цитатами иллюстрирующими схожесть метода или ссылками на книги.

    В Ваджраяне есть по крайней мере, внешне похожии вещи, но и там хотелось бы понять не иллюзорна ли эта схожесть и насколько она глубока.
    Хотелось бы узнать было ли что то подобное в Чань(Дзен).

    Спасибо.

  2. #2
    Цитата Сообщение от Оскольд Посмотреть сообщение
    Он постигает: "Вот это мое тело имеет форму, состоит из четырех великих элементов, рождено матерью и отцом, представляет собой скопление вареного риса и кислого молока, непостоянно, подвержено разрушению, стиранию, распаду, уничтожению, и вот здесь заключено, здесь к нему привязано мое сознание".

    1.Интересно сохранилась ли подобная практика в современной Тхераваде?
    Да, сохранилась.

  3. #3
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    85. Так, с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и обращает мысль к сотворению тела, состоящего из разума. Их этого своего тела он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных
    способностях.
    А вот эта практика сохранилась?)))

  4. #4
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    С ответом ув. Ассаджи можно ознакомиться здесь:
    http://dhamma.ru/forum/index.php/topic,630.0.html

  5. #5
    Участник
    Регистрация
    23.03.2006
    Традиция
    дзэн
    Сообщений
    3,760
    Цитата Сообщение от Оскольд Посмотреть сообщение
    2.Интересны аналогии в других школах Буддизма, по возможности с цитатами иллюстрирующими схожесть метода или ссылками на книги.
    Если вас интересует "тело разума", то в дзен есть "волосы ума".

  6. #6
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    Весьма остроумно, я оценил....спасибо....тем не менее приведенное место канона, если только это не накладки перевода, указывает, имхо, на то, что Будда допускал возможность создания тела из разума, имеющее форму и не знающее ущерба в жизненных способностях...

  7. #7
    "Разум" - понятие европейское. А из чего это тело в буддийской терминологии?

  8. #8
    Основной участник Аватар для ullu
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    дзогчен
    Сообщений
    12,333
    Записей в блоге
    1
    Хм...интересно, а из чего его ещё можно создать, тело то?

  9. #9
    Основной участник
    Регистрация
    16.11.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    1,379
    Мано. Это manomaya-kāya. Хотя, может быть, это должно переводиться как "тело созданное разумом"? Так вроде понятнее, но не факт, что более правильно.

  10. #10
    Основной участник
    Регистрация
    20.01.2005
    Традиция
    тхеравада
    Сообщений
    716

    Exclamation

    С одной стороны, эта сутта - часть канона, каноничнее не бывает.

    С другой стороны, обсуждаемый фрагмент этой сутты походит на "разминку" мага, а не на буддийскую концентрацию. И в самом деле: в следующих абзацах говорится о развитии магических способностей.

    Поэтому можно ли утверждать, что эта часть этой сутты верна в принципе, но не важна для буддийской практики?

  11. #11
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    Ну не знаю кому как, а по мне кромсать так Слово Будды лишь на основании того, что что то на что то похоже или чего то не сохранилось в той традиции к которой ты принадлежишь или еще по какой то подобной причине, ставя свой ум или чьи то мнения в позицию судьи, дескать это важно, а вот это нет, это как то нехорошо...

    С другой стороны, то что не сохранилось и не передано в деталях наставником "изобретать заново" на основе только писаний тоже не самый продуктивный метод, могущий привести к самым неожиданным для практика последствиям...

    Кстати говоря, Ассаджи в своем ответе, ссылку на который я давал, отсылал к Вимуттимагге, что опять же говорит о "каноничности" этой практики, но со временем по видимому утерянной(по крайней мере сведений, что эта практика сохранилась в рамках тхеравады, пока нет).

    А вообще тенденции выкидывать все, что не входить в рамки наших представлений, имхо, очень опасны...

  12. #12
    Основной участник
    Регистрация
    20.01.2005
    Традиция
    тхеравада
    Сообщений
    716
    Я могу понять это место в сутте с помощью такого компромисса. Будда не мог рекомендовать монахам вырабатывать у себя магические способности, поскольку общепризнанно, что это уводит человека в сторону от главного направления - от пути к просветлению. Поэтому можно сказать, что в этом месте, с одной стороны, описывается, что у ученика могут возникнуть способности к ясновидению, левитации и т.п., однако, с другой стороны, ученику не следует концентрироваться на этом и пользоваться этими способностями, а следует немедленно перейти к следующим этапам, описанным в этой сутте, которые имеют непосредственное отношение к пути к просветлению.

  13. #13
    Основной участник
    Регистрация
    16.11.2002
    Традиция
    Тхеравада
    Сообщений
    1,379
    Цитата Сообщение от Антон Николаев Посмотреть сообщение
    Будда не мог рекомендовать монахам вырабатывать у себя магические способности, поскольку общепризнанно, что это уводит человека в сторону от главного направления - от пути к просветлению.
    "Общепризнанное" может отличаться от учения Будды.

    Скажем, развитие джхан тоже может уводить в сторону от главного направления, если привязываться к приятным состояниям или практиковать их вне контекста восмеричного пути и факторов просветления.. Но при правильной практике не уводит.

    Будда, в то же время, рекомендовал монахам не демонстрировать свои сверхестественные умения людям, - это часть буддийской этики.

  14. #14
    Цитата Сообщение от Оскольд Посмотреть сообщение
    Приведите цитату из источника, где говорилось бы, что маномайа-кайа это иддха...И желательно в ту тему...
    Цитата в вашем же сообщении:
    Цитата Сообщение от Оскольд Посмотреть сообщение
    85. Так, с сосредоточенной мыслью – чистой, возвышенной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой, – он направляет и обращает мысль к сотворению тела, состоящего из разума. Их этого своего тела он творит другое тело, имеющее форму, состоящее из разума, наделенное всеми большими и малыми частями, не знающее ущерба в жизненных
    способностях.
    Вы считаете, что умение творить магически созданное тело - это не иддхи?
    Сам Будда демонстрировал чудо двойника под манговым деревом.
    Вот, например, из Кеваддха сутты описания чудес:
    "Я, Кеваддха, возгласил о трех чудесах, сам испытав и осуществив их. Каковы же эти три вида чудес? Сверхъестественное чудо, чудо обнаружения и чудо наставления".

    4. Каково же, Кеваддха, сверхъестественное чудо? Вот, Кеваддха, монах осуществляет различные виды сверхъестественных способностей – будучи одним, становится многочисленным; будучи многочисленным, становится одним; становится видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходит через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускается в землю и поднимается из нее, словно из воды; не погружаясь, идет по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами, возносится в небо, словно крылатая птица; касается рукой и схватывает солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом он достигает даже мира Брахмы. И другой, благочестивый верующий, видит его, этого монаха, осуществляющего различные виды сверхъестественных способностей, – будучи одним становящегося многочисленным; будучи многочисленным, становящегося одним; становящегося видимым для глаз, скрытым от глаз; беспрепятственно проходящего через стену, через ограду, через гору, словно через воздух; опускающегося в землю и поднимающегося из нее, словно из воды; не погружаясь, идущего по воде, словно по земле; сидя со скрещенными ногами возносящегося в небо, словно крылатая птица; касающегося рукой и схватывающего солнце и луну – эти столь великие, столь чудесные светила; своим телом достигающего даже мира Брахмы.

  15. #15
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    Дело в том, что в приведенном мной отрывке, Будда, насколько я понял, описывает этапы Пути к Просветлению и маномайа-кая вписана в этот Путь..., а в приведенном Вами, ув.Топпер, отрывке, перечисляются иддхи...при том, я не уверен, что выделенная Вами часть текста именно о маномайа-кайе...скорее там о раздвоении физического тела, а какое, кстати, слово стоит в палийском оригинале?

    Кстати...Ассаджи отсылал к Вимуттимагге, не знаете есть ли она в сети и где конкретно почитать, в какой главе и т.д.?

  16. #16
    Так я об иддхи и говорил. Потому и цитата о них.

  17. #17
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    А конкретно про маномайа-каю что то можете сказать?
    Про иддхи я читал...

  18. #18
    Я уже сказал, что похоже на описание иддхи.

  19. #19
    Участник Аватар для Оскольд
    Регистрация
    07.10.2006
    Традиция
    большой секрет)))
    Сообщений
    703
    Записей в блоге
    1
    А насчет того, что написано в Вимуттимагге, Вы, как человек имеющей прямое отношение к Традиции не в курсе?

  20. #20
    Нет. Вимуттимаггу я не изучал. Для меня тела разума неактуальны. Есть более реальные проблемы.

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Метки этой темы

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •