Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 20 из 33

Тема: Что известно об этом тексте?

  1. #1
    Участник Аватар для Sems
    Регистрация
    24.04.2003
    Традиция
    Drikung
    Сообщений
    112

    Post Что известно об этом тексте?

    ННР в своей статье Д З О Г Ч Е Н И Д З Е Н пишет:

    В Тибете у Падмасамбхавы был прямой ученик по имени Нубчен Санге Йеше (gMubs chen sangs rgyas ye shes), который написал поистине прекрасную книгу "Самтэн мигдрон" (bSam gtan mig sgron) (12). Самтэн означает "сосредоточение" <дхьяпа>. а мигдрон - "свет очей". Это один из важнейших текстов учения Дзогчен, но тантрой он не является, потому что автор его — человек, учитель Нубчен Санге Йеше. Пожалуй, можно сказать, что это единственный текст, в котором четко разъясняется разница между китайской традицией буддизма, учением Дзогчен, тибетской Махаяной и Тантрой. Этот текст очень важен, во-первых, потому, что написавший его Учитель был выше ограничений и споров различных школ. Он постиг знание Дзогчена. А во-вторых, этот Учитель имел прямой контакт со всеми этими школами и хорошо знал каждую из них.

    Где можно прочесть этот текст? Может быть у кого есть выдержки из текста и он готов поделиться.

    До этого не приходилось встречать текст Патрула Ринпоче "Слова моего совершенного учителя". Где на русском можно его прочесть?

  2. #2
    Основной участник Аватар для Пэма Бэнза
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    нингмапа
    Сообщений
    840
    Приветствую,

    Даже не знаю есть ли перевод текста "Самтэн мигдрон" на английский, не говоря уж про русский. Может быть, Игорь Берхин что подскажет. Кстати, Нубчен по-тибетски будет gNubs chen.
    Что касается буддийской книги книг "Кунсанг ламэ шалунг (Слова моего совершенного учителя)", то пока на русский она еще не переведена. На виртуальных просторах встречаются невнятные отрывки, а вся книга в полном объеме будет издана, я надеюсь, в следующем году. Вот небольшой фрагмент для воодушевления в переводе Фариды Маликовой:

    Влечение сознания к шести внешним объектам чувств — коренная причина всех иллюзорных представлений и источник всякого страдания. Например, мотыльки гибнут в пламени, потому что их сознание глаз жаждет зримых образов. Дикие животные становятся жертвами охотника, потому что их сознание ушей жаждет звука. Пчелы гибнут, увязнув в цветках, оттого что их обоняние жаждет запаха. Рыбы попадаются на крючок, оттого что их сознание языка жаждет вкуса. Слоны тонут в трясине, оттого что их осязание жаждет прикосновения. Более того, когда слушаешь, изучаешь или практикуешь Дхарму, нужно стараться не возвращаться к прошлым впечатлениям, не предвкушать будущих событий и не отвлекаться на окружающее в настоящем.

    Гьялсэ Ринпоче сказал:

    Прошлые печали и радости — словно рисунки на воде.
    Прошлое не оставляет следа, не старайся его отыскать.
    Если очень хочется вспоминать, думай о том, как богатство сменяется нищетой, а встреча — разлукой.
    Эй, любители бормотать «мани»! Можно ли положиться на что-то иное, кроме Дхармы?

    Готовиться к будущему — все равно что ставить сети в высохшем русле.
    Брось честолюбивые устремления, не достигающие желанной цели.
    Если очень хочется что-то предвкушать, думай о том, что неведомо время смерти.
    Эй, любители бормотать «мани»! Есть ли у вас время, чтобы уделять его чему-либо, кроме Дхармы?

    Нынешние занятия — словно снящиеся домашние дела.
    Брось их, потому что мирские усилия ничего не приносят.
    Можно без привязанности сотней способов зарабатывать на жизнь, как позволено Дхармой.
    Эй, любители бормотать «мани»! Мирские занятия лишены подлинного смысла.

    Пока все проявления мысли не предстанут как дхармакая,
    Нельзя обойтись без того, чтобы упражняться в распознавании трех ядов в состоянии после медитации.
    Поэтому вспоминай об этом, когда необходимо.
    Эй, любители бормотать «мани»! Не позволяйте мыслям, проистекающим от заблуждения, множиться без удержу.

    В другой раз тот же Гуру сказал:

    Не предвкушай будущего.
    Если предвкушаешь будущее,
    Станешь похож на отца Знаменитой Луны.

    Жил-был бедняк. Как-то раз он нашел кучу ячменя. Собрал его в мешок и подвесил под потолком. Лежа под ним, он стал мечтать: «Теперь я на этом ячмене разбогатею. Потом женюсь. Жена обязательно родит мне сына. Как же мне его назвать?» Как раз взошла луна, и бедняк решил, что назовет своего сына Дава Трагпа (Знаменитый, как Луна). Но тут веревка, на которой висел мешок, оборвалась, потому что ее подгрызла мышь, и мешок упал на беднягу, лишив его жизни.
    Такие мечтания о прошлом и будущем сбываются редко. Поскольку они только отнимают время, нужно их полностью отбросить. Слушай Дхарму осознанно, внимательно и вдумчиво.

  3. #3
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323

    Самтэн мигдрон

    Где можно прочесть этот текст? Может быть у кого есть выдержки из текста и он готов поделиться.
    =====================

    Значительная часть этого текста переведена Адриано Клементе с помощью Чогьяла Намкай Норбу и изучается в программе Сантимахасангха. Возможно, что в будущем этот текст, который содержит разъяснение воззрения постепенной и непостепенной сутры (чань), махайоги и дзогчен, будет доступен для широкой публики, но, как я слышал однажды, издательство Snow Lion сочло его слишком сложным, а потому непродажным Текст очень большой - в транслитерации Wyley около 500 000 знаков (в переводе будет примерно столько же), и очень сложный, поскольку содержит много архаичной лексики, так что даже очень образованные и реализованные ламы испытывают трудности при его чтении.

    Кое-что из этого текста я использовал в своей статье "Дзогчен и чань", которая весной обсуждалась на форуме профессора Торчинова, светлая ему память.

    Статья
    http://www.donapex.net/~dharma/Dzogchen-and-Chan.zip

    Обсуждение
    http://www.boards.ru/mes.php?id=5942...715&lst=&arhv=

  4. #4
    Участник Аватар для Sems
    Регистрация
    24.04.2003
    Традиция
    Drikung
    Сообщений
    112
    Пема, спасибо за материалы!
    Очень образный язык в "Словах ...", а весь отрывок наполнен заботой о том, чтобы уберечь практикующего от ошибок и чтобы у него у было правильное понимание и чувство присутствия.

    Учение Дзогчен, наверное, можно считать простым, если сам был близок к просветлению, хотя бы в одном из своих сновидений.


    Из сообщения Игоря я понял, что большое внимание в дискуссии уделялось историческим корням учения дзогчен. Интересно много ли сейчас существует линий преемственности учения (традиции) дзогчен, так сказать в чистом виде.
    Ведь, наверное, во всех современных школах тибетского буддизма в той или иной мере пракикуют дзогчен, - это мое предположение.
    Как мне показалось у ННР дзогчен традиции Бон-по, прошу извинить если задел чьи-то чувства. Я не так сильно разбираюся в всех тонкостях учения.
    Спасибо Игорь, за ваш культурно-исторический экскурс!
    Последний раз редактировалось Sems; 02.08.2003 в 16:35.

  5. #5
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323
    Первоначальное сообщение от Sems
    Интересно много ли сейчас существует линий преемственности учения (традиции) дзогчен, так сказать в чистом виде.
    Ведь, наверное, во всех современных школах тибетского буддизма в той или иной мере пракикуют дзогчен, - это мое предположение.
    Как мне показалось у ННР дзогчен традиции Бон-по
    Не знаю, что Вы называете традицией дзогчен в чистом виде, но сохранилось множество непрерывных линий дзогчен, идущих от Гараб Дордже. Если говорить об учителях, которые передают дзогчен, не "обертывая" его тантрой, то помимо ННР есть и другие такие учителя. Кстати, линия ННР это вовсе не бон, а практически та же линия, что и Лонгчен Ньингтиг. Путаница происходит потому, что когда-то ННР получал передачу от Лопона Тендзин Намдага, но это было уже после того, как он сам начал передавать дзогчен. К сожалению, есть много плохо осведомленных в этом вопросе людей (например Алекс Берзин), которые распространяют о ННР ложные сведения.

    Дзогчен действительно практикуется представителями всех тибетских школ, но преимущественно в ньингма и большинстве линий кагьюд (особенно карма и другпа). Однако многие представители школ гелуг, сакья и дрикунг-кагьюд дзогчен не признавали и пытались опровергнуть как небуддийское учение.

  6. #6
    Участник Аватар для Sems
    Регистрация
    24.04.2003
    Традиция
    Drikung
    Сообщений
    112
    Игорь, не знаю, Алекс Берзин, произвел на меня впечатление человека осведомленного, и более того, как никто другой понимающего проблемы практикующих буддизм именно на Западе.
    Его мнением о ННР я не интересовался, да и кому оно может быть интересно? Стоили ли об этом говорить?

  7. #7
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323
    Первоначальное сообщение от Sems
    Игорь, не знаю, Алекс Берзин, произвел на меня впечатление человека осведомленного, и более того, как никто другой понимающего проблемы практикующих буддизм именно на Западе.
    Его мнением о ННР я не интересовался, да и кому оно может быть интересно? Стоили ли об этом говорить?
    Относительно того, чему учит ННР, Алекс Берзин реального представления не имеет. Однако, на лекциях и в приватных беседах ему задают множество вопросов, в том числе и о ННР, ответы на которые иногда мягко говоря сомнительны. Алекс очень известный и авторитетный человек и именно поэтому очень печально, что очень часто в отношении многих вопросов он формирует у аудитории предвзятое мнение. Он очень сильно политизирован, и читая его работы и слушая лекции следует это учитывать. В том же, что касается непосредственно буддийского учения с позиций школы гелуг, то его слова вполне достоверны.

    В данном случае я говорил об Алексе как о лекторе, об ученом, а не как о духовном учителе, которым он не является. И с академической точки зрения он пристрастен и тенденциозен.

    Валпола Рахула тоже человек уважаемый, однако на БФ ему тоже доставалось

  8. #8
    Участник Аватар для Sems
    Регистрация
    24.04.2003
    Традиция
    Drikung
    Сообщений
    112
    Ok!

  9. #9
    Аркадий Щербаков
    Хочу лишь заметить, что Алекс в целом ряде случаев выдаёт свои собственные интерпретации, которые не имеют прямого отношения и к учениям школы Гелуг. Поэтому я бы не стал так однозначно ставить знак равенства между его взглядами и позицией данной школы. У Берзина иногда появляется его собственный буддизм

  10. #10
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323
    Я, пожалуй, соглашусь с Аркадием

  11. #11
    Основной участник Аватар для Пэма Бэнза
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    нингмапа
    Сообщений
    840
    Приветствую,

    Если уж мы коснулись различных мифов, то, на мой субъективный взгляд, и дзогчен, обернутый в тантру, и учителя, которые его усиленно пропагандируют, - такой же миф. Если говорить о линии передачи Лонгчен Нингтик, как она передавалась в основных монастырях школы нингма, будь то Дзогчен или Каток, то там все традиционно - нёндро, внутренние практики Трех Корней, Гухьягарбха-тантра, "Еше Лама", а уж потом Мэннагдэ и все такое прочее. И все это вместе и есть Осал Дзогпа Ченпо - благая стезя к всеведенью.
    Возьмем любую садхану из Лонгчен Нингтик, например Ригдзин Дупа или Юмка Дэчен Гялмо, там так и написано: стадия зарождения в соответствии с ати-йогой. Более того, даже нёндро мы выполняем в соответствии с ати-йогой, а не считаем их неким вспомогательным и бесполезным довеском вроде аппендикса.

  12. #12
    Основной участник
    Регистрация
    27.06.2003
    Традиция
    Nyingma
    Сообщений
    114
    Согласен с Пэмой! Да и вообще попытка жесткого разделения Тантры с Дзогченом - довольно бессмысленное заняте. Школа Ньингма-па - это единая, цельно-интегрированная система в которую органически вплетена и Тантра и Дзогчен. Дзогчен невозможно обернуть в Тантру, также как и Тантру в Дзогчен

  13. #13
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323
    Первоначальное сообщение от Пэма Бэнза
    Если уж мы коснулись различных мифов, то, на мой субъективный взгляд, и дзогчен, обернутый в тантру, и учителя, которые его усиленно пропагандируют, - такой же миф. Если говорить о линии передачи Лонгчен Нингтик, как она передавалась в основных монастырях школы нингма, будь то Дзогчен или Каток, то там все традиционно - нёндро, внутренние практики Трех Корней, Гухьягарбха-тантра, "Еше Лама", а уж потом Мэннагдэ и все такое прочее. И все это вместе и есть Осал Дзогпа Ченпо - благая стезя к всеведенью.
    Именно это и есть "дзогчен, обернутый в тантру".
    Возьмем любую садхану из Лонгчен Нингтик, например Ригдзин Дупа или Юмка Дэчен Гялмо, там так и написано: стадия зарождения в соответствии с ати-йогой. Более того, даже нёндро мы выполняем в соответствии с ати-йогой, а не считаем их неким вспомогательным и бесполезным довеском вроде аппендикса.
    Для того, чтобы выполнять их в соответствии с ати-йогой нужно уже понимать ати-йогу. Если же рассматривать нендро и садханы как необходимые предварительные условия постижения ати-йоги, то их выполнение в соответствии с ати-йогой невозможно по определению.

    Первоначальное сообщение от Rabjam
    Да и вообще попытка жесткого разделения Тантры с Дзогченом - довольно бессмысленное заняте. Школа Ньингма-па - это единая, цельно-интегрированная система в которую органически вплетена и Тантра и Дзогчен. Дзогчен невозможно обернуть в Тантру, также как и Тантру в Дзогчен
    Тантра - это не дзогчен, а дзогчен - это не тантра. Они основаны на совершенно разных принципах и их можно практиковать независимо друг от друга. Что касается школы ньингма, то ни Гараб Дордже, ни Тапихрица не были ньингма, а стало быть традиционный подход школы ньингма не является единственно возможным для передачи и практики дзогчен.

  14. #14
    Основной участник
    Регистрация
    27.06.2003
    Традиция
    Nyingma
    Сообщений
    114

    2Игорь Берхин

    Ёще раз хочу подчеркнуть, что такое абстрактно-отвлеченное деление - «тантра - это не дзогчен, а дзогчен - это не тантра» - на самом деле не имеет места. Всё зависит от того, что понимать под словом «тантра». В дзогчене, как известно, существует гигантское количество тантр. Мне кажется, что попытка вытащить дзогчен за уши из некой непрерывности (тантра) – весьма условна. Дзогчен – это уже плод, а плод не достигается без практики. Практика же, в свою очередь, связана с теми или иными аспектами Тантры (в широком понимании этого слова, т.е. не только, как преображение). Например, практика Ваджрасаттвы повсеместно применяется в учениях дзогчена в качестве начальной. Почему метод самоосвобождения в дзогчене не приводит всех к немедленному результату? Причина – разные кармические препятствия. Преодоление же таких препятствий эффективно осуществлять с помощью тантрических методов. Разумеется вплоть до того, как будет наконец узнано ригпа и действительно начнется дзогчен. Я не утверждаю, что подход ньингмапы – это единственно возможный путь, а также не говорю, что Гараб Дордже или Тапихрица были ньингмапа. Дзогчен – это не школа, а линия передачи, которая в том или ином виде есть и в Сакья, и в Кагью, и в Гелуг. Однако именно в школе Ньингма метод дзогчена наиболее полно интегрирован со всеми другими практиками, начиная с нгондро. Кажется об этом и говорил Пэма, если я его верно понял.

  15. #15
    Основной участник Аватар для Пэма Бэнза
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    нингмапа
    Сообщений
    840
    Я тоже согласен с Рабчжамом. Ведь в нингма очень часто используется триада rgyud lung man ngag - т.е. тантра, агама и упадеша, что подразумевает соответственно маха-йогу, ану-йогу и ати-йогу. И они никак не противопоставляются друг другу. Кроме того, мне кажется, что далеко не каждый учитель дзогчена в нингма поймет о чем идет речь, если мы начнем ему разъяснять, что дескать "дзогчен - не тантра, тантра - не дзогчен". Это уж точно не тибетское достояние.
    Безусловно, номинально Гараб Дорчже - не нингмапа, в то время не было никакой нингмапы, не называли себя нингмапой и Падмасамбхава с Вималамитрой. Но если мы говорим о линии передачи Лонгчен Нингтик, то все учителя, начиная с Чжигмэ Лингпы и далее, как то: Додрубчен Ринпоче, Чжигмэ Гялвэ Нюгу, Патрул Ринпоче, Мипам Ринпоче, Кэнпо Накчунг и другие, в том числе современные учителя, учили и учат весьма традиционно и как это принято в школе нингма.
    В общем, все мы следуем нашим учителям, связанным с истинными линиями преемственности, и я искренее надеюсь, что все кажущиеся противоречия - лишь продукт нашего непонимания или недостаточно глубокого понимания.

  16. #16
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323

    Re: 2Игорь Берхин

    Первоначальное сообщение от Rabjam
    Ёще раз хочу подчеркнуть, что такое абстрактно-отвлеченное деление - «тантра - это не дзогчен, а дзогчен - это не тантра» - на самом деле не имеет места. Всё зависит от того, что понимать под словом «тантра».
    Под словом "тантра" в данном случае понимается путь, основанный на методе преображения (визуализация - один из частных аспектов). Подробнее, к тантре относятся крия-тантра, убхая-тантра, йога-тантра (общее название саттва-йога), а также маха-йога и ануйога. Дзогчен, также называемый ати-йога, сюда не входит. Опять таки, сущностное отличие дзогчен от вышеперечисленных йог можно прочитать в Кунджед Гьялпо.
    В дзогчене, как известно, существует гигантское количество тантр.
    Некоторые тексты дзогчен также называются тантрами. Это совершенно другой смысл слова "тантра". Тексты тантр и дзогчен называются тантрами, потому что их цель раскрыть состояние основы, которое есть тантра, непрерывность, или ваджра, неразрушимость. Однако методы тантр дзогчен и тантр тантры различны. Некоторые ученые новых школ обвиняли дзогчен в том, что его тексты нельзя называть тантрами в силу того, что в них отсутствует изложение "десяти природных качеств" тантры как текста: посвящение, мандала, ступени пути, самая, садхана и т.д. Однако в тантрах дзогчен эти качества описываются как "десять отсутствий": нет посвящения, нет мандалы, нет ступеней пути, нет самаи, нет садханы и т.д. Так что нужно всегда учитывать, в каком смысле используется слово "тантра".

    Дзогчен – это уже плод, а плод не достигается без практики.
    В дзогчене плод самосовершенен и не может быть достигнут с помощью практики. Полагать, будто плод может быть достигнут с помощью практики - отклонение и препятствие.

    Например, практика Ваджрасаттвы повсеместно применяется в учениях дзогчена в качестве начальной.
    В одних системах практики применяется, в других не применяется. Она также может применяться для устранения препятствий по ходу основной практики. А может и не применяться. В дзогчен может использоваться любая практика, в т.ч. вообще небуддийская.

    Почему метод самоосвобождения в дзогчене не приводит всех к немедленному результату?
    Метод самоосвобождения вообще не приводит ни к какому результату. Если бы результата уже не было в наличии, метод самоосвобождения был бы просто невозможен.

    Причина – разные кармические препятствия. Преодоление же таких препятствий эффективно осуществлять с помощью тантрических методов.
    Некоторые препятствия могут быть очищены тантрическими методами. Некоторые препятствия могут быть ими укреплены.

    Однако именно в школе Ньингма метод дзогчена наиболее полно интегрирован со всеми другими практиками, начиная с нгондро.
    В школе ньингма дзогчен просто-напросто является официальным методом, в действенности которого никто не сомневается. Если учитель действительно владеет методом дзогчен, то он полностью интегрирует его со всеми другими известными ему практиками, независимо от того, к какой школе он формально принадлежит. И далеко не все ламы ньингма владеют методом дзогчен, хотя это не значит, что они не могут обучать тантрическим методам.

  17. #17
    Основной участник Аватар для Игорь Берхин
    Регистрация
    15.07.2003
    Традиция
    Дзогчен-община
    Сообщений
    1,323
    Первоначальное сообщение от Пэма Бэнза
    Ведь в нингма очень часто используется триада rgyud lung man ngag - т.е. тантра, агама и упадеша, что подразумевает соответственно маха-йогу, ану-йогу и ати-йогу. И они никак не противопоставляются друг другу.
    Слова могут использоваться в разных смыслах. Сопоставление тантр, агам и упадеш трем йогам действительно существует, но в дзогчен эти слова, когда используются как триада, имеют другой смысл: тантры - это коренные тексты, которые дают полноту учения (например говорят о "десяти отсутствиях" - см. предыдущий пост), агамы - краткие выдержки из тантр, излагающие сущность того или иного положения, упадеши - тайные личные наставления того или иного учителя. Ни в тантрах, ни в агамах дзогчен нет наставлений по практике тантрического преображения, будь-то кьедрим или дзогрим.

    Кроме того, мне кажется, что далеко не каждый учитель дзогчена в нингма поймет о чем идет речь, если мы начнем ему разъяснять, что дескать "дзогчен - не тантра, тантра - не дзогчен". Это уж точно не тибетское достояние.
    Дзогчен вообще не тибетское достояние Это всеобщее достояние

    Но если мы говорим о линии передачи Лонгчен Нингтик, то все учителя, начиная с Чжигмэ Лингпы и далее, как то: Додрубчен Ринпоче, Чжигмэ Гялвэ Нюгу, Патрул Ринпоче, Мипам Ринпоче, Кэнпо Накчунг и другие, в том числе современные учителя, учили и учат весьма традиционно и как это принято в школе нингма.
    Учитель из линии передачи Лонгчен Ньингтиг может владеть многими методами помимо Лонгчен Ньингтиг. Если он считает это полезным, он передает учение в соответствии с системой Лонгчен Ньингтиг, если нет, то передает в соответствии с какой-либо другой системой, которой он владеет, в соответствии с обстоятельствами места, времени и учеников. Он учит не так, как принято, а так, как это наиболее эффективно. Традиционность в дзогчен означает не следование какой-то одной системе практики, а передачу сущности учения прямо и непосредственно, в полном соответствии с тремя утверждениями Гараб Дордже.

  18. #18
    Основной участник
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Риме
    Сообщений
    572

    За пределами усилий.

    "Сущность собственного ума за пределами возникновения и прекращения, подобно пустому небу.
    В пустом небе все облака и туманы самовозникающие, самопребывающие и самовысвобождающиеся.
    Подобным образом, все опыты ума - мысли, чувства, ощущения - самовозникающие, самопребывающие и само высвобождающиеся.
    Не требуется никакого усилия, никакой медитации. Все происходит естественным образом.
    Не возможно искать внутреннего Будду, внутренний Будда никогда не был утерян. Требуется просто осознать это."

    Сущностные наставления Дзогчен Мастера МА-ТАГ-ЛХА


    P.S.
    Самое забавное, что когда даётся простое наставление: "ОСОЗНАВАЙТЕ", то тут же следует вопрос: "Ну хорошо, а делать то что?"
    Всегда одно и то же: "ну нельзя же просто осознавать. Нужно много практиковать и это и то..."

    Оставили бы этот Дзогчен уже в покое для тех кому это подходит.

  19. #19
    Основной участник
    Регистрация
    27.06.2003
    Традиция
    Nyingma
    Сообщений
    114

    2Игорь Берхин

    Некоторые тексты дзогчен также называются тантрами. Это совершенно другой смысл слова "тантра". Тексты тантр и дзогчен называются тантрами, потому что их цель раскрыть состояние основы, которое есть тантра, непрерывность, или ваджра, неразрушимость. Однако методы тантр дзогчен и тантр тантры различны. Некоторые ученые новых школ обвиняли дзогчен в том, что его тексты нельзя называть тантрами в силу того, что в них отсутствует изложение "десяти природных качеств" тантры как текста: посвящение, мандала, ступени пути, самая, садхана и т.д. Однако в тантрах дзогчен эти качества описываются как "десять отсутствий": нет посвящения, нет мандалы, нет ступеней пути, нет самаи, нет садханы и т.д. Так что нужно всегда учитывать, в каком смысле используется слово "тантра".
    Вот именно поэтому я и говорил о том, что прежде необходимо уточнить смысл слова «тантра». Вот именно в контексте непрерывности и не имеет смысла противопоставлять тантру и дзогчен. Мы слишком приуспели в поисках отличий, а ведь на самом деле их гораздо меньше чем кажется нашему буйному двойственному восприятию.
    В дзогчене плод самосовершенен и не может быть достигнут с помощью практики. Полагать, будто плод может быть достигнут с помощью практики - отклонение и препятствие.
    Игорь, мне кажется что Вы слишком прямолинейны и категоричны Ведь и термин «практика» имеет множество различных значений. Я понимаю, что хочется достичь всего сразу, без практик и усилий, но удалось ли Вам это? Очевидно, что пока нет. Так что же Вы делаете, читая книги Вашего учителя, присутствуя на его учениях, занимаясь медитациями и т.п. Это ведь тоже определенные усилия (хотя я знаю, что слово «усилие» вызывает у некоторых крайне негативную реакцию ). И узнавание, кстати, – это тоже в определенном смысле практика. Сейчас очень многие пытаются забавляться играми в плод, и я насмотрелся в своей жизни на некоторых«продвинутых» практиков дзогчена. Картина, надо сказать, не самая приглядная.
    Метод самоосвобождения вообще не приводит ни к какому результату. Если бы результата уже не было в наличии, метод самоосвобождения был бы просто невозможен.
    Ну тут уже Вы совсем превратились в крутого дзогченпо Вот, например, цитата из текста Додрупчена: «Естественным результатом самоосвобождения является прямое, обнаженное постижение природы ума… » Не все так линейно и однозначно. Но, конечно, я понял, что Вы здесь имели в виду
    Некоторые препятствия могут быть очищены тантрическими методами. Некоторые препятствия могут быть ими укреплены.
    Это верно. Мтоды не могут быть абсолютными. И методы дзогчена, в том числе, не являются единственно правильными и самыми быстрыми, как некоторые наивно полагают. Непостепенность дзогчена может стать длиннее постепенности тантры (!) Тут все зависит от индивидуальных особенностей ученика и возможностей учителя.
    В школе ньингма дзогчен просто-напросто является официальным методом, в действенности которого никто не сомневается. Если учитель действительно владеет методом дзогчен, то он полностью интегрирует его со всеми другими известными ему практиками, независимо от того, к какой школе он формально принадлежит. И далеко не все ламы ньингма владеют методом дзогчен, хотя это не значит, что они не могут обучать тантрическим методам.
    Вот тут я соглашусь с Вами. Хочу только подчеркнуть, что все главы школы Ньингма на протяжении всей долгой ее истории существования прекрасно владели методом дзогчена.

    Мое личное мнение состоит в том, что не имеет смысла выдергивать метод дзогчена из общей конвы буддийских учений, существовавших на Тибете, и создавать на этой основе собственную уникальную традицию некоего «очищенного и рафинированного дзогчена».

  20. #20
    Основной участник
    Регистрация
    15.05.2002
    Традиция
    Риме
    Сообщений
    572
    Навеяло воспоминания.
    "хотя я знаю, что слово «усилие» вызывает у некоторых крайне негативную реакцию "

    Как то ставил одному хорошему человеку технику Тай Чи, повторяя каждые пять минут: "Расслабтесь, позвольте Чи естественно протекать, всякое усилие,- зажим, препятствие для движения..."
    А чудак как то пришёл ко мне и говорит (после полугода индивидуальных занятий), "вы знаете, я решил делать тай чи с 5-киллограмовыми гантелями и это даёт такие классные ощущения..."
    У меня на минуту отнялся дар речи...
    Вот и про Дзогчен то же...
    :-))))
    Последний раз редактировалось Suraj; 04.08.2003 в 21:56.

Информация о теме

Участники, просматривающие эту тему

Эту тему просматривают: 1 (участников: 0 , гостей: 1)

Ваши права

  • Вы не можете создавать новые темы
  • Вы не можете отвечать в темах
  • Вы не можете прикреплять вложения
  • Вы не можете редактировать свои сообщения
  •